Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Зачем и как нужно добиваться критики от начальника

Дебора Грейсон Ригель
GARRY GAY/GETTY IMAGES

На тренингах по лидерству я постоянно слышу от клиентов, как сильно они хотят услышать критику от своих руководителей, чтобы лучше делать свою работу, продвигаться по карьерной лестнице и достигать результатов. Однако добиться негативного отзыва оказывается не так просто: вместо того, чтобы прямо и незамедлительно указать на недостатки в работе, руководители часто отклоняют такие просьбы, отказывают или откладывают ответ на потом.

В этом есть смысл, если подумать о рисках, которые может повлечь критический отзыв. Моя коллега Дженнифер Портер выявила препятствия, мешающие делать замечания сотрудникам. Среди них — нежелание обидеть, стремление поддерживать атмосферу профессионализма (и не допускать бардака), отсутствие в данном вопросе примера для подражания, опасность эмоционального взрыва

и нежелание ставить под удар культуру компании, не приветствующую критику.

Еще одно исследование профессоров Наоми Эйзенбергер и Мэтью Либермана из Калифорнийского университета и Киплинга Д. Уильямса из университета Пердью показывает, что критика может восприниматься как форма социального отторжения. «Меня считают недостаточно хорошим и говорят, что мне здесь не место» — вот одна из распространенных интерпретаций. Это болезненно. Не каждый руководитель захочет причинить боль своему подчиненному, получив взамен эмоциональную вспышку, потерю доверия, лояльности и даже месть.

Но если работники не получают критических замечаний, они перестают расти. Консультанты по вопросам развития Джек Зенгер и Джозеф Фолкман приводят результаты исследования, согласно которым 72% респондентов считают критику от руководителей самым полезным фактором повышения своей эффективности. Исследование также показало, что руководители неохотно давали негативные отзывы.

С этим соглашается Билл Гейтс: «Нам всем нужны люди, которые будут давать нам обратную связь. Так мы становимся лучше».

Что же делать, если вы точно знаете, что критика поможет достичь успеха, но никто не готов делать замечания? Перестаньте просить и попробуйте один из приемов ниже.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте