Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять шагов к новой жизни

Лючана Турчик Хакак , Мадлен Тубиана , Триш Руботтом
Фото: Jukan Tateisi / Unsplash

У людей сложное отношение к изменениям. Перемены неизбежны и необходимы для роста, но они могут доставлять немало беспокойства, особенно если происходят не по нашему выбору или кажутся нам неподконтрольными.

В своей исследовательской работе мы занимаемся проблематикой социальных изменений и в последние десять лет изучали, как человек реагирует на резкие жизненные перемены. Были проведены сотни интервью с людьми, которые потеряли желаемую идентичность, — например, с бывшими «белыми воротничками», вынужденными перейти на менее престижную работу, а также с теми, кто пытается избавиться от нежелательной или стигматизированной роли, в частности, бывшими заключенными, стремящимися снова влиться в общество. Интересно, что независимо от того, были ли изменения внешне положительными или отрицательными, многим из тех, с кем мы разговаривали, было трудно отказаться от своей прошлой личности и принять новое «я». Такое ощущение застревания — феномен, который мы называем «параличом идентичности», — часто вызывало чувство раздражения, разочарования и безнадежности в их новых обстоятельствах.

Однако мы также обнаружили, что некоторым удается избегать такого состояния и спокойно и позитивно принимать важные жизненные изменения и новые роли. Благодаря проведенным интервью мы определили пять стратегий, которые помогут любому человеку освоиться с новой идентичностью (независимо от того, рады вы переменам или нет) и двигаться вперед по пути личностного роста, избежав «паралича идентичности».

Отметьте явный разрыв с прошлым

Даже если логически мы понимаем, что ситуация изменилась, порой трудно действительно осознать изменения на глубинном уровне. Многие из респондентов описали ключевое событие, которое «щелкнуло, как переключатель» для них, — тот переломный момент, который дал возможность сделать шаг к переменам (и действительно их принять). Например, некоторые участники опроса, пытавшиеся оставить позади стигматизированное прошлое, говорили о важности определенной вехи — например, о дне рождения или появлении ребенка. Такие события помогли им принять новую роль. Один человек рассказал нам, как после двух дней, проведенных в больнице, решил, что момент, когда он проснется, станет началом его новой жизни, поскольку этот опыт ознаменовал конец прошлого в символически значимом смысле.

Необходимо прояснить: фактическое событие, знаменующее разрыв между этапами, не имеет значения. Скорее, люди, с которыми мы беседовали, отмечали сильную потребность в чем-то, что символически представляло бы завершение прошлой главы в их жизни. Это согласуется с предыдущим исследованием о силе символических изменений: например, в своих значимых книгах «Out of the Cloister» и «Becoming an Ex» католическая монахиня, ставшая социологом, Хелен Эбо, делает вывод, что даже после принятия решения покинуть монастырь для многих бывших служительниц этапом значимого перехода и возможностью оставить старую идентичность позади становился момент физического отказа от привычных облачений и возвращения к «женской» одежде. Итак, если вам сложно провести черту между прошлым и настоящим, посмотрите, можете ли вы определить момент, который был бы наполнен особым смыслом, и сформулируйте его для себя и окружающих. Простое осознание определенного события как разделителя между двумя жизненными этапами поможет освободиться от идентичности, которая больше не имеет отношения к вашей жизни.

Создайте историю, чтобы связать прошлое и настоящее вместе

Конечно, отчетливый разрыв с прошлым не означает, что оно исчезает, так и не должно быть. Ваше прошлое — часть вас, и новая личность может проявиться только в том случае, если она связана с предыдущей. Таким образом, важно связать свое настоящее с прошлым, создав убедительное, правдоподобное повествование, которым легко поделиться с другими.

Например, мы говорили с иммигрантом, который был вынужден бросить карьеру инженера-строителя и стать таксистом. Когда он рассказывал эту историю себе и другим, то строил ее вокруг темы о родительской жертве, объясняя, что он взял на себя новую роль ради детей. Также человек описывал, как был счастлив заботиться о них: устроить их жизнь, пусть даже за счет своей собственной, было делом, на которое он был более чем готов пойти. Бывший банкир изложил свою историю в похожем ключе, выразив уверенность в том, что иммиграция была «очень хорошим решением»: «Поверьте мне. Я пошел на это не для себя, а ради семьи, сыновей и дочери. Они очень счастливы сейчас. Все в браке. У них счастливая жизнь. У всех уже есть свои дети. Они пойдут в школу. И они счастливы».

И наоборот, многие из опрошенных нами собеседников со сложным и стигматизированным прошлым предпочитали рассказы о блудном сыне или падшем ангеле. По-разному они объясняли, как тьма привела их к свету, как новые и многообещающие возможности открылись перед ними лишь благодаря прежней идентичности. Мы обнаружили, что те, кто излагал собственные истории в соответствии с широко узнаваемым нарративом, лучше адаптировались к переходу и оставили позади старую личность, выражая более позитивное отношение к текущим обстоятельствам, чем те, кто таких историй не сконструировал.

Признайте и проработайте сложные эмоции

Отчасти «паралич идентичности» настолько труден для преодоления потому, что не только ваше представление о том, кто вы есть, застревает в прошлом. Часто люди также не отпускают переживания, связанные с ним. Стыдитесь ли вы предыдущей роли или решений, злитесь ли на обстоятельства, которые привели к нынешней ситуации, или чувствуете безнадежность, страх или любые другие отрицательные эмоции, застревание в этих переживаниях может заблокировать ваш переход (даже если вы готовы к новому этапу когнитивно).

Безусловно, работа над тем, что вы думаете о себе, является важным компонентом личностных изменений. Но такой акцент на когнитивном аспекте порой означает, что эмоциональной стороне уделяется недостаточно внимания. Даже если вы приняли рациональное решение двигаться дальше, чувства могут остаться — и застревание в сильных негативных переживаниях, таких как стыд или гнев, может остановить процесс. Наша личность формируется на базе собственного к ней отношения, поэтому для успешной перемены мы должны это признать и активно работать над эмоциями. Вот как объяснил это один из интервьюируемых:

Об авторах

Лючана Турчик Хакак (Luciana Turchick Hakak) — доцент Школы бизнеса Университета Фрейзер-Вэлли. Занимается разными, но взаимодополняющими исследовательскими проблемами в сфере политики многообразия в организациях, профессиональной идентичности и стигматизированных сфер деятельности; она, в частности, исследовала эти вопросы в контексте результатов иммигрантов в новой рабочей среде.

Мадлен Тубиана (Madeline Toubiana) — адъюнкт-профессор и заведующая кафедрой предпринимательства в Школе менеджмента Телфера Университета Оттавы. Ее исследовательская программа сосредоточена на том, что тормозит и поддерживает социальные изменения. В частности, она исследует роль эмоций, предпринимательства, институциональных процессов и стигматизации во влиянии на динамику социальных изменений.

Триш Руботтом (Trish Ruebottom) — адъюнкт-профессор Школы бизнеса имени ДеГрута при Университете МакМастера. Ее исследовательские интересы лежат на пересечении социальных инноваций и организации, она также изучает способы создания социальных изменений. В ее недавней работе анализируется роль предпринимательства в стигматизированных отраслях.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте