Профессиональный и личностный рост

«Во время кризиса вкладываться нужно прежде всего в себя»

Анастасия Мизитова
Фото: Lukasz Grudzien / Unsplash

Во время кризиса карьеру не делают. Если затормаживается деловая активность, компании замораживают наем и рассматривают варианты оптимизации — какая тут карьера? Все так: кризис — крайне болезненное время, когда нарастает неопределенность, есть риск потерять доход, должность или бизнес. Но точка испытания — это всегда проверка на прочность и на умение грамотно распорядиться своими возможностями.

Именно сейчас ведущие компании продолжают разговаривать с сотрудниками о карьере — о том, как сформулировать и повышать свою профессиональную ценность. При этом акцент делается не на гарантированное продвижение, а на личную ответственность за осознанные инвестиции в собственное развитие. Во время кризиса вкладываться нужно прежде всего в себя.

На основании опыта взаимодействия с клиентами команда «Энергия HR» разработала модель «Пять шагов развития карьеры», состоящую из пяти последовательных этапов. Рассмотрим каждый из них.

Шаг 1. Возьмите на себя ответственность за свою карьеру

Кто управляет вашей карьерой? Очевидный ответ — конечно, вы сами: речь ведь о вашем выборе пути, о достижениях и доходе. Но работодатели часто жалуются, что многие сотрудники ждут от компании полной инициативы: кто-то якобы должен заметить человека, разглядеть его способности, предложить повышение, указать на возможности и провести за руку к успеху.

Под лежачий камень вода не течет, особенно в непростые времена. Карьерных перспектив будет меньше, реализовать себя станет труднее. Чтобы добиться успеха, потребуется полная личная ответственность. Понять, берете ли вы ее на себя, можно, пройдя простую проверку. Вспомните, какие осознанные действия по развитию карьеры вы совершали, допустим, за последние полгода. А затем согласитесь или не согласитесь со следующими утверждениями.

1. Я провел аудит своей карьеры.

2. Я запросил обратную связь у других людей.

3. Я проанализировал обратную связь и расширил свои возможности.

4. Я целенаправленно участвую в интересующих меня проектах.

5. Я усиливаю свое профессиональное портфолио.

6. У меня есть продуманный план действий по развитию карьеры, и я ему следую.

7. Я слежу за карьерными возможностями в своей организации и на рынке.

Если вы можете по каждому пункту дать утвердительный ответ, отлично. Но если тест выявил расхождение намерений и фактических действий, задумайтесь. Никто, кроме вас, не будет бороться за ваш успех.

Шаг 2. Помечтайте о своей карьере

В момент охлаждения рынка легко впасть в отчаяние, особенно если вы представляли себе свое развитие строго на один шаг вперед и только в плоскости текущей работы. Если у заказчиков поменялись приоритеты, снизилась платежеспособность и организация начинает экономить, повышений в должности и оплате точно не будет.

Опасно складывать все яйца в одну корзину и ассоциировать личный успех с тем, как вас оценивает босс и сколько денег вам платят. В сложные времена душевное равновесие можно сохранить, опираясь на собственные ценности, надежды, друзей, творчество, — все это грани нашей жизни, и нельзя об этом забывать. Душевное равновесие также поддерживается осознанием того, что вы профессионал, что вы можете быть полезным и со своими навыками не пропадете.

Вот три способа целенаправленно мечтать о том, чтобы стать профессионально сильнее.

1. Я как товар на маркетплейсе. Вообразите, что вам прямо сейчас нужно искать работу и для этого необходимо разместить резюме на маркетплейсе — онлайн-платформе, где представлено много специалистов, таких же, как и вы. На этой платформе нельзя указывать прошлого работодателя, поэтому не имеет значения, где вы трудились: в гигантской корпорации или в маленьком стартапе. Нельзя также называть свою прошлую должность, поэтому не важно, кто вы — младший специалист или директор. Можно перечислить только конкретные навыки, то есть для чего вы пригодитесь в новом проекте, и стоимость. Покупатели выбирают среди многих, им нужен тот, кто предлагает оптимальное сочетание цены и качества. Нужен сантехник, который придет и починит трубу, чтобы та не текла, — найдется отличный сантехник. Нужен проектный управляющий, который доведет проект до победного конца, — найдется управляющий.

На портале можно сделать краткое описание, не более 200 слов. По этим словам заказчик сможет найти вас среди других и сделать выбор в вашу пользу или в пользу другого кандидата. Что вы скажете о себе?

2. Конкретный запрос. У вас есть возможность представиться будущему работодателю, руководителю интересующего вас проекта, нужным коллегам из других департаментов. Они обсуждают проект в сфере, в которой у вас нет опыта. Но вам выпал счастливый шанс: вас точно возьмут, несмотря на отсутствие навыков или опыта, при условии, что вы сможете точно сформулировать, чем хотите заниматься. Если попросите оформлять отчетность — вас поставят на это направление. Захотите руководить всем проектом — тоже поставят. Но только объясните, что именно вы будете делать.

Для многих сложность в том, что они не способны представить себе работу в другой сфере: они идут строго по проторенному пути, даже если недовольны им. И когда появляется шанс, люди не понимают, как им воспользоваться.

3. Моя история. Если разговор заходит о карьере, многие становятся похожи на «ходячее резюме» — начинают подробно рассказывать про свой путь, про компании, в которых работали, про свои должности и достижения — и все это в хронологическом порядке. Но ведь карьера — дорога длиной в жизнь. Это то, что вам действительно интересно, от чего сжимается сердце, о чем мечтается, — далеко за пределами работы. То, чем вы гордитесь, и то, как расставляете приоритеты. Это, кстати, и отношение к работе — как к мучительной нагрузке или как смыслу и вдохновению.

Сформулируйте свою историю в двух-трех абзацах. Пусть это будет история живого человека с интересной судьбой, со стремлениями, с личным предназначением, с собственной траекторией и волей к победе. Вызов для вас — кратко упаковать все важное в «продающий» текст. Вас должны «купить»!

Об авторе

Анастасия Мизитова — учредитель и директор проекта «Энергия HR».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте