Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Советы тем, кто перегружен на работе и дома

Элизабет Грейс Сондерс
LUIS DIAZ DEVESA/GETTY IMAGES

Вы перегружены. Речь идет не просто о встречах и совещаниях, которые накладываются друг на друга. Дело в том, что рабочие проблемы идут вразрез с неотложными семейными делами, требующими вашего внимания. Такие ситуации порождают чувство вины и приводят к стрессам. Вы ощущаете вину, думая, что кого-то подводите, и независимо от того, какой выбор делаете, все равно проигрываете. А стресс испытываете из-за того, что и вправду не можете быть в двух местах одновременно.

Моя задача как специалиста по тайм-менеджменту — помогать работающим родителям день за днем справляться с такими трудностями. Я считаю, что у этой проблемы две различные составляющие, которые надо учесть, чтобы минимизировать и чувство вины, и ощущение стресса.

В первую очередь, если ваши рабочие и личные дела накладываются друг на друга, вам необходимо определиться с приоритетами. Каждый должен принять это решение сам в зависимости от своих предпочтений и культурных особенностей.

Я рекомендую выкроить в вашем календаре специальное время для раздумий о том, что именно является важным для вас и вашей семьи. Так вы вдумчиво подойдете к принятию сложного решения. Вот некоторые аспекты, которые помогут вам расставить приоритеты, когда приходится делать выбор между офисом и домом.

Ценности. Чтобы чувствовать себя успешным, вам надо жить в соответствии со своими ценностями. Спросите себя: что важно для меня как супруга/супруги, как родителя и как работника, которым я хочу стать? Будет ли мне хорошо в результате принятого сегодня решения через пять лет?

Семейная культура. В каждой семье свои представления о том, что является главным. Спросите себя: какую семейную культуру я хочу создать? Что для меня самое важное: ужинать вместе, присутствовать на праздниках детей, проводить время с мужем (женой)? Какие решения будут соответствовать этой культуре?

Личные предпочтения. Совсем не обязательно приходить на все праздники, лучше спросите своих детей, когда ваше присутствие необходимо. Такой же вопрос задайте мужу или жене. Выясните, что именно нужно, чтобы ваша поддержка была ощутимой. Самый главный вопрос — «что самое важное для членов моей семьи?».

Рабочие ограничения. Некоторые должности требуют частых командировок или работы допоздна. Спросите себя: что можно сделать в таком случае и есть ли возможность для более гибкого графика?

Определившись с основными принципами, вы можете принимать решения, сводя к минимуму чувство вины или даже не испытывая его вовсе. Ваше ощущение «правильности» решения будет зависеть от того, как оно соотносится с вашими собственными ценностями, а не определяться тем, как другие реагируют на ваши действия, связанные с работой или с семьей.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте