Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Cоветы для тех, кто работает с утра до ночи и ничего не успевает

Элизабет Грейс Сондерс
Фото: Greg Ceo/Getty Images

Иногда удается очень четко разделять работу и личное время, однако в некоторых сферах границы размыты или их практически нет. В этом случае не отвлекаться на работу, особенно мысленно, находясь дома, — большая проблема.

Может получиться, что вы сидите за ужином, дочь рассказывает, как у нее прошел день, но вы не слышите ее, а думаете, не пришло ли вам письмо от начальника. Вы проводите за ноутбуком время, которое могли бы потратить на сон, занятия спортом или разговоры с супругой. Может казаться, что у вас в жизни все в порядке, однако в финансах и домашних делах — неразбериха, потому что у вас нет времени оплатить счета, спланировать пенсию или сделать уборку.

Как я писала в статье, посвященной выстраиванию границ, многое зависит от сферы деятельности, рабочей культуры, коллег. Но в большинстве случаев можно сделать так, чтобы меньше отвлекаться на работу в нерабочее время.

Как консультант по управлению временем, я сформулировала четыре принципа, которые могут помочь вам. Предлагаю постепенно вводить изменения и наблюдать, насколько вам удастся оставлять работу на работе физически и умственно.

Шаг 1. Определите свои «нерабочие часы»

Если у вас традиционная работа с 9 до 17 часов, ваш рабочий день уже задан. Но если у вас гибкий график, нужно определиться, когда вы работаете, а когда — нет. Если требуется отработать определенное число часов в неделю, для начала распределите их вокруг своих фиксированных личных задач, например, с учетом необходимости отвезти детей в школу или на дополнительные занятия, в соответствии с расписанием транспорта или графиком тренировок. Когда вам нужно приступить к работе и когда закончить ее, чтобы получилось нужное количество времени?

С другой стороны, если ваша компания не фиксирует объем рабочего времени, например, если вы фрилансер или вас оценивают только за результаты, но работа все равно отнимает почти все время бодрствования, примените противоположный подход. Подумайте, сколько часов вы хотите потратить на сон, занятия спортом, семью, друзей, уборку, финансы и т. д. Затем посмотрите, сколько вам нужно выделять ежедневно и еженедельно на эти дела. Так вы сможете определить, какое время сделать нерабочим.

Шаг 2. Не держите все в голове

Далее разберитесь, что вам нужно сделать и когда вы закончите. Нужно куда-нибудь записать все необходимые задачи — в блокнот, приложение, систему управления проектами или календарь. Важно, чтобы вы не лежали ночью в постели, прокручивая в уме перечень дел.

Составив список, спланируйте работу. Возможно, вам понадобится выделить время в графике, чтобы заранее подготовить отчет, внести в календарь встречи на следующий день или выделить на выполнение своих задач конкретные часы и не назначать на это время совещания и не решать вопросы коллег. Планирование помогает снизить тревогу, что что-то останется без внимания или вы пропустите дедлайн.

Последний рецепт, который поможет разгрузить голову, — подведение итогов в конце рабочего дня. Просмотрите список дел на день и календарь и проверьте, все ли срочные дела сделаны. Можно также быстро просмотреть электронную почту и ответить на все срочные письма, пока вы в офисе. Кому-то будет удобно проверять почту в самом конце рабочего дня, за 15—30 минут до выхода. Другим лучше поставить в календаре напоминание за час или два до ухода. Так у вас будет больше времени закончить дела.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте