Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Сложно, но продуктивно»: как пандемия изменила отношение к работе из дома

Джордан Коэн , Джулиан Биркиншоу , Павел Стах
Иллюстрация: Cactus Creative Studio/Stocksy

Много лет мы искали способ определить продуктивность умственного труда. Его нельзя измерить, как работу строителя, укладчика товара или работника колл-центра, ни на входе, ни на выходе. Работники умственного труда используют субъективные суждения, сами выбирают, что и когда делать, а если они не стараются (не полностью задействуют свой мозг), возможно, этого никто не заметит. По этой причине повысить их продуктивность очень сложно.

В статье, опубликованной в HBR в 2013 году, мы представили свое исследование и показали: работники умственного труда проводят две трети своего времени на совещаниях или за своим столом, хотя, как правило, это их утомляет. Мы предложили несколько шагов, которые бы позволили уделять время более полезным занятиям — например, разговорам с клиентами или обучению подчиненных и меньше застревать в офисной рутине.

В марте 2020 года началась пандемия. Многих из нас отправили домой, и нам пришлось учиться работать по-новому. Прошло несколько месяцев, и мы привыкли к изменившемуся режиму и расписанию. Но мы не знали, похож ли наш опыт на опыт других людей. Поэтому мы решили повторить наше исследование 2013 года. Мы задали те же вопросы респондентам с максимально похожими характеристиками.

Вот наши главные выводы:

Таким образом, в краткосрочной перспективе локдаун улучшил продуктивность работников умственного труда. Но, возможно, он ударил по долгосрочной эффективности, креативности и устойчивости. Давайте подробнее рассмотрим результаты исследования, а затем обсудим возможности и вызовы ближайших месяцев и лет.

Об исследовании

Мы попросили респондентов не просто рассказать о своей работе, а открыть календарь на одном из дней прошлой недели с их типичным расписанием. Затем мы попросили их перечислить от 6 до 10 отдельных дел, которыми они занимались в тот день: например, встречами, телефонными звонками или ответами на электронные письма. Респондент должен был кратко описать, в чем заключалось дело, сколько времени оно заняло и кто еще в нем участвовал. После этого мы спрашивали у участников исследования, почему они решили заняться этим делом и насколько оно было ценным.

В 2013 году мы собрали данные о 329 делах 45 работников умственного труда. В исследовании 2020 года (оно было проведено в мае — начале июня) мы собрали данные о 264 делах 40 человек. Респонденты были отобраны случайным образом, но должны были соответствовать нескольким критериям: степень бакалавра или выше, пять лет опыта полной занятости и должность, результаты деятельности которой определяются использованием умственного труда и принятием решений. Возраст, сфера работы и уровень опыта респондентов были различными.

Мы разделили все эти занятия на шесть категорий: работа за рабочим столом (в одиночку), внешняя работа (взаимодействие с людьми, не являющимися сотрудниками компании), менеджмент «вниз» (общение с подчиненными), горизонтальный менеджмент (общение с коллегами и равными), менеджмент «вверх» (общение с начальником или вышестоящими сотрудниками) и, наконец, обучение и развитие.

Как работники умственного труда тратят свое время?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте