Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять правил эффективной работы из дома

Кэролин О'Хара
Фото: Dillon Shook / Unsplash

Все больше людей отказываются тратить время на долгую дорогу и переходят на работу из дома. Но и фрилансеру, и штатному специалисту, который теперь является в штаб-квартиру лишь изредка, трудновато бывает организовать работу самостоятельно. Как добиться успеха? Как сохранить сосредоточенность и продуктивность? И как разграничить работу и личную жизнь?

Что говорят специалисты

Времена, когда работа из дома ассоциировалась с образом заспанного лентяя в пижаме, стремительно уходят в прошлое. Технологический прогресс и стремление работодателей сократить расходы привели к тому, что за пределами офиса оказалось гораздо больше сотрудников, чем когда-либо прежде. По некоторым оценкам, в период с 2005 по 2012 гг. число американцев, работающих вне офисного пространства, выросло на 80%. «Очевидна и выгода для сотрудников: гибкий график, независимость, работа в собственном пространстве», — говорит Нэд Хэллоуэлл, автор книги «Driven to Distraction at Work». Да, при правильной организации работа на дому дает заметно лучшие результаты. В прошлом году исследователи из Стэнфордского университета убедились, что продуктивность сотрудников, работающих из дома, на 13% превышает результаты просиживающих в офисе коллег. «Люди подтверждают данные наблюдения, из дома они, действительно, успевают сделать больше», — говорит Стивен Крамер, психолог, автор книги «The Progress Principle», и «из всех стимулов работы самый важный — это ощущение, что твой осмысленный труд успешно продвигается». Приведенные ниже советы помогут вам эффективно организовать рабочий процесс из дома.

Установите регулярное расписание

«Без контроля даже самые сознательные начнут лениться», — утверждает Хэллоуэлл. Расписание не только придает четкую структуру рабочему дню, но и помогает сохранить мотивацию персонала. Начинайте рабочий день так, словно работаете в офисе: вставайте не слишком поздно, одевайтесь и, включив компьютер, старайтесь не отвлекаться на интернет-приманки. Давно ли вы работаете из дома или только недавно начали — потратьте несколько недель на то, чтобы установить оптимальный для себя ритм. Затем нацельтесь на реалистичные ожидания, наметив «дневную норму».

«Составьте расписание и придерживайтесь его», — вторит Хэллоуэллу Крамер. Обязательно оставьте себе время для отдыха, а если пришлось поработать над проектом сверхурочно, потом непременно компенсируйте себе это время.

Установите четкие границы

Когда человек трудится из дома, возникает опасность проникновения работы в личную жизнь. «Нужно установить четкие границы, иначе получится, что вы всегда на работе», — предупреждает Хэллоуэлл. Вот почему так важно разделять эти две стороны вашей жизни. Хороший способ — выделить постоянное место для работы. Также хотелось бы, чтобы друзья и близкие понимали: в рабочие часы вас нельзя беспокоить, хоть вы и дома. «Даже звонок в дверь я проигнорирую, если никого не жду, — говорит Крамер. — Это правило помогает мне сохранить сосредоточенность в рабочие часы и переключиться после работы на домашние хлопоты».

«Установите расписание не только для работы, но и для тех часов, которые вы собираетесь уделить себе и членам своей семьи, — советует Крамер. — Обозначьте это время в расписании так же четко, как и рабочие часы». И в разгар бурной деятельности все же останавливайтесь вовремя. Если прерваться на полуслове, легче будет наутро продолжить с этого места — совет, годный для всех, но особенно для тех, кто работает из дома. «Эрнест Хемингуэй норовил остановиться на полуфразе, — напоминает Крамер, — тогда ему легче было на следующий день продолжить, начав с этой зарубки».

Регулярно делайте паузы

Силен соблазн работать до последнего издыхания, особенно когда пытаешься доказать, что и дома продуктивность не снизилась по сравнению с офисом. Но жизненно необходимы «регулярные паузы для отдыха мозга», — говорит Хэллоуэлл. Как часто их делать? Исследователи из компании, работающей в соцсетях, отследили привычки своих наиболее продуктивных сотрудников и выяснили, что лучшие из них трудятся в среднем 52 минуты, а затем 17 минут отдыхают. Специальных предписаний, как именно следует выделять эти паузы, нет. «Можно поглядеть в окно или пролистать газету», — говорит Хэллоуэлл. Годится любая деятельность, которая позволит мозгу быстро восстановиться. «Мозг — тоже своего рода мышца. Ему нужно отдыхать, — поясняет Крамер. — Прогуляйтесь, потянитесь, сделайте зарядку. И снова за работу!»

Сохраняйте контакт с коллегами

Продолжительная изоляция снижает мотивацию, а значит, и продуктивность. Если ваша работа не требует ежедневного контакта с людьми, придется позаботиться о такого рода общении. Назначайте регулярные встречи за кофе и т. д. с коллегами, клиентами и партнерами. Станьте членом профессиональных организаций. Используйте социальные сети, например LinkedIn, чтобы не потерять тех, кто живет далеко. Поскольку и для продвижения по службе существенно «находиться на глазах», почаще вступайте в разговор с коллегами и начальством. «Сообщайте людям, что вы делаете, — говорит Крамер. — Нужно в свободной форме отчитываться о проделанном объеме работы за день. Это полезно не только для карьеры, но и для психологического состояния».

Празднуйте победы

Когда человек остается один на один со своей работой, ему трудно сохранять мотивацию, тем более что его многое отвлекает — Facebook*, стопка грязного белья, неразобранная кладовка. Хороший способ подстегнуть себя — потратить минутку на то, чтобы вспомнить достижения этого дня, а не терзать себя тем, что еще предстоит сделать. «Ближе к вечеру похвалите себя за сделанное, не фиксируясь на том, что не успели», — говорит Крамер. Можно также вести журнал, отмечать в нем события дня и в том числе проставлять галочки. Ежедневно напоминая себе о своих достижениях, вы включите благой цикл и сможете продвигаться вперед.

Основные принципы

Что делать:

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте