Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Письма по ночам и в выходные дни вредят вашей команде

Маура Томас

Примерно в 11 часов вечера вас наконец-то осенило: вот в чем срочно нуждается ваш проект! И вы рассылаете письма всем членам команды, чтобы поделиться с ними прекрасной идеей.

Зачем откладывать?

А вот зачем. Проработав десяток лет бизнес-тренером (причем мой конек — менеджмент внимания), я убедилась, как действуют на корпоративную культуру эти ночные рассылки — задают лихорадочный темп в ущерб креативности, инновациям и подлинной продуктивности.

Если вы так поступаете, то у вас не возникает правильной дистанции с работой — а она необходима руководителю, чтобы взглянуть на проблемы со стороны и внести нужные коррективы. К тому же если босс работает по ночам, он побуждает к этому и своих подчиненных.

Еще раз подумайте: что вы сейчас хотели сделать? Вы пошлете письмо и будете ждать немедленного ответа? Или вы пишете это письмо потому, что боитесь забыть мысль, которая только что пришла вам в голову? Если вы требуете ответа, то сознательно побуждаете коллег работать круглосуточно и без выходных. А если пишете, чтобы не забыть, то опять-таки побуждаете сотрудников к круглосуточной работе — но бессознательно. В любом случае это вредно и вам, и коллективу, и всей компании.

Бывают авралы, когда хороший специалист вынужден все время оставаться на связи. Но тот, кто не умеет отключаться никогда, тот попросту работоголик — и это совсем другое дело.

По опыту работы с сотнями компаний я установила две причины, по которым привычка начальника рассылать в нерабочее время электронные письма сказывается на сотрудниках независимо от его реальных намерений.

  1. Карьеризм. Получив от руководителя письмо поздним вечером или в выходной, большинство его коллег думает, что на него положено отвечать — или что они произведут на начальника хорошее впечатление, немедленно ответив. Даже если поначалу так думают только двое-трое, это убеждение скоро распространится на всех. Достаточно случайной оговорки на собрании: «Вчера, когда мы вечером переписывались…» — и все озаботятся таким способом строить отношения с боссом.
  2. Внимание. Многие люди хотели бы перестать работать, когда они не в офисе, однако навыки управления вниманием у них плохо развиты. Они привыкли жить в режиме многозадачности, то есть привыкли к постоянным отвлечениям, и чем бы они ни занимались, пальцы сами собой нажимают на иконки смартфона, открывающие почту, мгновенные сообщения, соцсети. Ваша манера рассылать по ночам деловые сообщения подпитывает эту дурную привычку.

Постоянно быть на связи — только в ущерб общему делу. Если сотрудники после работы продолжают регулярно проверять рабочую почту — из страха что-то пропустить или потому, что впали в зависимость, — они лишают свой мозг насущного отдыха. Эксперименты показали, что для максимальной продуктивности необходим полноценный отдых. Взяв тайм-аут, мы обретаем вдохновение, впускаем в себя новые идеи. Но если ваши люди все время проверяют, не поступило ли от вас новое письмо, то отдыха у них нет. Вдохновение, энтузиазм, мотивированность — серьезные конкурентные преимущества, но эти ресурсы нужно постоянно возобновлять. Кстати, вам тоже нужен отдых, так что пересмотрите и собственные привычки.

Руководители компаний могут позаботиться о том, чтобы в организационной культуре не прививались вредные формы коммуникации.

Читайте материал по теме: Как излечиться от синдрома хронической занятости

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте