Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хватит работать

Элизабет Грейс Сондерс

В 2007 году я решила, что пора знать меру. Я уже пару лет руководила собственным бизнесом и постоянно испытывала стресс. Я практически не разделяла рабочее и личное время, и мне очень редко удавалось закончить работу, не чувствуя угрызений совести. Работа доставляла мне радость и приносила хорошие деньги, но постоянный стресс не давал почувствовать себя по-настоящему успешной.

Тот год стал для меня поворотным. Я внесла изменения в свой график, сократив рабочую неделю с 60 до 50 часов. В последующие годы я постепенно сократила время работы до 40 часов в неделю. И несмотря на то, что я работала меньше, мой доход только увеличивался.

На собственном опыте и при обучении клиентов планированию времени я замечала, что довольно часто плохо запланированное время, засиживание на работе и ощущение стресса очень тесно взаимосвязаны. Виной тому напряжение вследствие того, что умом вы желаете работать меньше, но на эмоциональном уровне вам это кажется неправильным. Вам кажется, что вы и так ничего не успеваете, и что, работая меньше часов в неделю, вы лишь ухудшите ситуацию.

Попробуйте пересмотреть свой подход к работе, чтобы постепенно сократить количество рабочих часов. Поначалу это очень непросто, и на достижение цели у вас может уйти несколько месяцев. Но планируя свое время иначе, вы сможете работать более продуктивно при меньших временных затратах, что позволит вам заново открыть в себе страсть к работе, улучшить здоровье (особенно в том, что касается сна и физических упражнений), поправить взаимоотношения и добиться общего душевного спокойствия.

Начните с оценки того, как вы сейчас решаете, когда закончить работу. Обычно люди прекращают работать, когда чувствуют, что слишком устали, чтобы продолжать, либо когда видят, как заканчивают работу их коллеги. Но помощи от таких сигналов мало. Работая до изнеможения, вы не только снижаете эффективность своего труда, но и рискуете остаться без сил и перестать наслаждаться жизнью вне работы. Опираться на коллег опасно, поскольку вы, по сути, даете распоряжаться своим временем другому человеку (и еще вопрос, продуктивно ли вообще работает этот коллега).

Вместо этого управляйте своим временем сами. Установите, сколько времени вы готовы посвящать работе в заданный период, например, 45-50 часов в неделю, и старайтесь уложиться в эти рамки. Если планировать на всю неделю покажется сложным, начните с малого и сосредоточьтесь на постепенном приближении к цели, скажем, ежедневно уходите с работы на 15 минут раньше. Обозначьте задачи, которые должны быть выполнены, чтобы вам было комфортно заканчивать рабочий день в заданное время.

После этого посмотрите на то, как вы работаете. Если вы планируете время, но все равно работаете допоздна или в выходные, то постарайтесь определить, что именно мешает вам заканчивать вовремя. Быть может, вы большую часть дня проводите на встречах, или вас постоянно прерывают, и поэтому плановая работа происходит только тогда, когда остальные уходят. Или же над проектом работает недостаточное число сотрудников, и вам приходится выполнять множество чужих обязанностей.

Выявив проблему, вы сможете понять, как ее решить. Например, если у вас бесконечные совещания, контролируйте их поток, "закрывая" для встреч определенные часы в течение недели и посвящая их сосредоточенной работе. Для многих руководителей, которых мне приходилось обучать, эта простая стратегия оборачивается разницей между работой по ночам и уходом вовремя. Если наибольшие задержки в работе возникают из-за того, что вас прерывают другие сотрудники, закрывайте дверь в кабинет в заданные часы, один день в неделю работайте из дома или, если это возможно в вашей организации, немного сдвиньте свое рабочее время относительно стандартных часов, чтобы не находиться в офисе "в час пик". Если работе мешают цифровые средства связи, то на определенное время или даже на весь день выключите мессенджер и отключите оповещения о входящих электронных письмах, что позволит вам сосредоточиться на важных проектах и не разрываться между срочными задачами.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте