Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Делу не время: почему не нужно откладывать развлечения на потом

Эд О'Брайен

Как часто вам приходилось откладывать что-то приятное (например, путешествие или какое-то другое удовольствие) из-за того, что вам казалось, что у вас слишком много работы и сначала ее необходимо закончить?

Моя лаборатория проводит опросы среди людей из разных слоев общества, выясняя, что они предпочитают делать сначала: работать или отдыхать. Вновь и вновь мы слышим один и тот же ответ: разумеется, нельзя просто взять и пойти развлекаться, если работа не сделана. Делу время, потехе час.

Такое решение кажется интуитивно верным. Никто не хочет портить приятное времяпрепровождение переживаниями из-за списка невыполненных дел или чувством вины за незаслуженный отдых. Вот почему мы скорее запланируем путешествие на выходные после важного дедлайна, а не до него. Мы бережем награду до момента, когда действительно ее заслуживаем, надеясь, что в таком случае сможем по-настоящему хорошо отдохнуть.

Но права ли наша интуиция? Недавно моя лаборатория провела серию экспериментов, чтобы выяснить, что чувствуют люди, отдыхая до работы. Мы обнаружили, что все не так плохо, как кажется. Результаты нашего исследования опубликованы в журнале «Psychological Science».

В нашем первом эксперименте мы пригласили поучаствовать 181 посетителя чикагского Музея науки и промышленности. Все участники — работающие взрослые разных профессий. Мы предложили им выполнить два типа заданий. Первое — ряд сложных тестов на когнитивные способности, второе — забавная игра на iPad, в которой можно создавать и слушать музыку.

Мы случайным образом распределили порядок выполнения задач для участников. Одни из них играли после того, как успешно прошли когнитивные тесты. Другие же должны были играть перед тем, как взяться за сложное задание. Перед началом игры участники должны были предсказать, насколько это будет приятно по шкале от – 5 до + 5. А после игры они оценивали, насколько им действительно это понравилось.

Каковы же были результаты? Участники думали, что последовательность задач будет играть большую роль. Люди, которые сначала играли в игру, ожидали от нее гораздо меньшего удовольствия, чем те, кто сначала выполнял тест. На самом же деле, порядок вовсе не имел значения. Реальный уровень удовольствия оказался одинаково высоким в обеих группах. Участники, которые играли до прохождения сложного теста, тоже прекрасно провели время.

Мы подтвердили этот результат, проведя повторный эксперимент. Мы создали импровизированный «спа-салон» в нашей лаборатории: поставили массажное кресло и ванну для ног. Затем мы предложили 259 вечно занятым студентам Чикагского университета посетить наш «салон» после окончания напряженного периода экзаменов в середине семестра или, наоборот, перед началом экзаменов. (К нам пришло приблизительно одинаковое количество студентов и до, и после сессии, группы были близки по возрасту, полу и другим характеристикам). Участники прогнозировали свое удовольствие до посещения «спа» и ставили реальную оценку после.

Студенты, пришедшие к нам до сессии, ожидали, что получат меньше удовольствия из-за предстоящих экзаменов. В действительности же в нашем «спа» им понравилось не меньше, чем тем, кто посетил его после экзаменов. Интуиция снова подвела.

Почему мы думаем, что отдых до работы не будет таким же приятным, как после нее? Ответ связан с нашими представлениями о том, что нас отвлекает. В эксперименте со спа мы также просили студентов предположить, какой процент времени мысли об экзаменах будут отвлекать их и мешать получать удовольствие. Затем после всех спа-процедур участники указывали, как долго они в действительности думали об экзаменах. Студенты предполагали, что мысли о несданных экзаменах будут их сильно отвлекать и отнимут почти 40% их времени. Но их предположения не подтвердились. На самом деле они думали об экзаменах меньше 20% времени. Большую же часть времени они получали удовольствие.

В последнем эксперименте мы попытались научить людей ценить эффект от отдыха до работы. Мы пригласили в лабораторию 332 студентов и предложили им два задания. Одно из них называлось «Когнитивный марафон» и состояло из серии тяжелых, вызывающих стресс задач (например, задачи на время, похожей на сборку кубика Рубика). Второе мы позиционировали как награду за пройденный марафон, оно заключалось в просмотре забавных видеороликов и легком перекусе. Мы сказали всем участникам, что сначала они должны выполнить задание-награду. Все они были уверены, что дальше их ждет «Когнитивный марафон», но на самом деле мы не стали их мучать. Нашей главной целью было определить, насколько участники наслаждались наградой, которую они «не заслужили» выполнением сложных задач.

Случайным образом мы разделили участников на три группы. Участники первой выполняли задание-награду и оценивали, насколько оно было приятным. Как и в наших предыдущих экспериментах, они не переживали из-за предстоящей работы и ставили очень высокие оценки. Эти оценки мы использовали в качестве контрольного значения для двух других групп: их мы попросили угадать уровень удовольствия, которое получили участники из первой группы.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте