Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Проклятье трудоголиков

Лора Эмпсон
Фото: unsplash.com/@urosjovicic96

«Я стала как робот» — говорит менеджер одной бухгалтерской компании. Она и ее коллеги крайне долго задерживались на работе. «Но я думала, так и должно быть, — объясняет она. — Мне словно мозги промыли. Вы словно попадаете внутрь системы, которая требует от тебя все большего. Вы убеждаете себя, что ничего страшного в этом нет, что отдохнете потом. Но это „потом“ не наступит никогда».

В ходе исследования я много раз слышала похожие истории от работников бухгалтерских, юридических, консалтинговых фирм и других офисных служащих. Всем известно, что постоянные переработки негативно сказываются на психическом и физическом здоровье, а также могут заметно снизить качество работы. Нам часто хочется решить эту проблему, изменив наш подход к работе, но мы не знаем, как это сделать.

Чаще всего сверхурочно работают управленцы и квалифицированные специалисты. Это тенденция последнего времени. Раньше дело обстояло иначе: в начале карьеры служащий выкладывался на работе по максимуму, чтобы в будущем получить вознаграждение в виде гарантии сохранения работы и постепенного повышения в должности. В специализированных организациях, таких как юридические и бухгалтерские фирмы, консалтинговые компании, инвестиционные банки, вознаграждением было партнерство. Борьба была беспощадна, но выигрыш оставался вашим навсегда. У партнеров была возможность выбирать, как, когда и над чем работать. Конечно, некоторые из старших партнеров проводили поразительное количество «времени на развитие бизнеса» на поле для гольфа. Но это считалось нормальным, ведь они уже отдали свой долг организации.

Сейчас ситуация изменилась. Директор по персоналу одной из ведущих консалтинговых компаний рассказывает: «Начальник отдела аудита приходит в 5:30 утра и уходит в 10 вечера, по выходным тоже. Так же работает управляющий партнер. И они — не исключение. Остальные сотрудники видят это и берут с руководства пример».

Исследование, опубликованное в моей новой книге о лидерстве в специализированных организациях, показывает, что тенденция к переработкам и выгоранию обусловлена сложным сочетанием факторов, среди которых особенности профессии, организации и характера личности. Во главе угла стоит неуверенность. Старший руководитель одного из подразделений юридической фирмы признается: «Я просто прихожу сюда и выкладываюсь по полной. Я чувствую, что делаю свою работу хорошо, но это никак не измерить. Такова природа нашей работы: или все, или ничего. При этом мы так не уверены в себе, что постоянно чего-то боимся».

Для книги я провела 500 интервью и выявила такую закономерность: неуверенность специалиста коренится в присущей интеллектуальному труду неосязаемости. Как убедить клиента в ценности своих знаний и объяснить, почему ваша работа так дорого стоит? Обусловленная неосязаемостью результатов труда неуверенность усугубляется строгой системой продвижения по принципу «вверх или за дверь», которой неизменно придерживаются ведущие специализированные организации, где коллеги становятся соперниками. Как убедить начальство, что вы лучше своих ближайших коллег? Ни один работник не будет почивать на лаврах, да и просто отдыхать тоже.

Усугубляя эту проблему, ведущие специализированные организации намеренно выбирают и нанимают «неуверенных трудоголиков» — некоторые компании используют именно такой термин, хотя и не в открытую. Неуверенные трудоголики обладают исключительными способностями и невероятно амбициозны, хотя ими движет глубокое чувство собственной неполноценности. Как правило, оно берет начало в детстве и может развиваться под действием различных факторов, таких как неблагоприятные финансовые и материальные условия или убеждение в том, что родители их любят за хорошее поведение и успехи.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте