Кризис-менеджмент

Бизнес после частичной мобилизации

Мария Подцероб
Фото: Matt Ridley / Unsplash

Многие российские компании вздохнули с облегчением, когда 28 октября власти заявили об окончании частичной мобилизации. Одни порадовались, что в армию не забрали их ключевых сотрудников, другие понадеялись на восстановление спроса и возвращение клиентов.

Однако вскоре стало ясно, что полностью вернуть клиентов и выйти на прежние показатели выручки не удастся, поскольку бизнес уже дважды за этот год терял клиентуру. Первый раз это случилось в феврале — марте, когда большое число платежеспособных потребителей стало уезжать за рубеж. По данным Росстата, за первое полугодие 2022 года Россию покинуло 419 тыс. человек, что вдвое больше аналогичных показателей 2021-го. Вторая волна оттока потребителей пришлась на конец сентября, когда после объявления частичной мобилизации за рубеж, по разным данным, уехало еще около 700 тыс. человек, а оставшиеся стали меньше покупать.

Сейчас компании как никогда пристально следят за изменениями в поведении клиентов и оперативно разрабатывают новые управленческие стратегии, которые позволят справиться с ситуацией.

Интернет-торговля: сделать акцент на онлайн-формат

После объявления частичной мобилизации клиентов сразу недосчитались многие офлайновые магазины, торгующие самыми разными товарами. Например, спрос на легковые автомобили с 26 сентября по 4 октября упал почти на 20% (по данным «Автостата», было продано 8700 легковых автомобилей против 10 800 неделей ранее). Рынок не восстановился и в октябре: россияне приобрели всего 43 308 новых машин, что на 63,1% меньше, чем в том же месяце в 2021 году, сообщил недавно «Автостат». Подобная ситуация наблюдается во многих отраслях.

Как по просьбе Forbes еще в конце сентября выяснил аналитический ресурс «Чек индекс» оператора фискальных данных «Платформа ОФД», за выходные 24—25 сентября по сравнению с выходными 17—18 сентября сильно сократилось количество чеков в автосервисах (на 21%), в магазинах спорттоваров (на 17%), ювелирных лавках и магазинах товаров для строительства и ремонта (13%). За октябрь спрос практически нигде не восстановился до прежних показателей.

Спад, хоть и не такой большой, отметили даже в продуктовой рознице. Скажем, в «Азбуке вкуса» после объявления частичной мобилизации трафик снизился на 5% относительно ожидаемого по сезонности, рассказал в октябре представитель розничной сети. В результате, пояснил он, упали продажи трафикообразующих категорий: напитков в кофейнях, сигарет, воды, товаров в прикассовой зоне. Не было большого спроса и на товары длительного хранения. При этом размер среднего чека не изменился. В «Азбуке вкуса» прогнозов строить не стали: сеть внимательно наблюдает за поведением покупателей и старается быстро реагировать на любые изменения. Однако компания уже обратила внимание, что на фоне падения продаж в офлайновых магазинах увеличились продажи в онлайне: например, в сентябре относительно августа количество чеков на интернет-покупки продукции ритейлера выросло на 10,5%.

Еще сильнее во время мобилизации пострадали небольшие магазины, торгующие эксклюзивными продуктами ручной работы. «Сразу после объявления мобилизации продажи в моих магазинах упали на 20%», — вспоминает Александр Крупецкий, основатель сети сырных лавок «Сырный сомелье». По его словам, это было уже второе падение спроса на его продукцию за год. Однако в первой половине года продажи удалось восстановить за счет роста спроса на российские сыры. Даже те клиенты, которые год назад не желали слышать о сырах российского производства, теперь стали покупать отечественный камамбер вместо французского. Сейчас, говорит Александр, еще предстоит разобраться в том, как восстановить продажи после проведения мобилизации. «Наши клиенты — люди от 25 до 45 лет с достатком. Они любят путешествовать и пробовать все новое. Дело не том, что у них нет денег на покупки. Скорее всего, продажи упали, потому что наш сыр ассоциируется с праздником жизни, а сейчас повода для праздника нет», — размышляет он.

Александр еще не выработал четкой стратегии дальнейшего развития, но уверен, что, скорее всего, «Сырный сомелье» все больше продукции будет продавать онлайн. Правильность этого пути была доказана уже в ковидный кризис.

Это решение совершенно верное: 2022 год показал, что потребители стали в целом меньше покупать, но самые большие убытки понесли офлайновые магазины, в то время как в интернете люди покупают гораздо охотнее, замечает Алексей Федоров, бывший президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), а ныне председатель Совета по развитию электронной коммерции торгово-промышленной палаты России. По данным АКИТ, в первой половине 2022 года объем интернет-торговли на внутреннем российском рынке составил 2,2 трлн рублей, что на 50% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Доля электронной коммерции в объеме розничных продаж достигла 11,8% по сравнению с 9,2% в 2021 году.

После объявления частичной мобилизации, говорит Федоров, продажи через интернет не упали и, скорее всего, будут даже расти, поскольку клиенты все чаще совершают покупки, не выходя из дома. Например, чаще стали покупать товары в онлайне мужчины призывного возраста: в конце сентября и в октябре многие из них старались лишний раз не выходить на улицу.

Ювелирная отрасль: ориентироваться на верхний сегмент рынка

Известие о частичной мобилизации в первый момент повергло в шок и многие ювелирные компании. По данным аналитического ресурса «Чек индекс», за одну неделю с 21 по 27 сентября продажи в ювелирных магазинах сократились на 12%. И дальше в октябре продажи оставались ниже, чем в том же месяце годом ранее — падение составило около 20%, подсчитала ассоциация «Гильдия ювелиров России».

Частичная мобилизация вызвала в отрасли панику еще и потому, что 95% ювелирных предприятий России принадлежат индивидуальным предпринимателям, среди которых много мужчин призывного возраста. Возникли опасения, что те, кого призовут, — а повесток военкоматы сначала разослали немало, — не успеют передать дела, их бизнес разорится, а наемные сотрудники останутся без работы, рассказывал в начале октября Эдуард Уткин, гендиректор «Гильдии ювелиров России». По его словам, гильдия тогда обратилась в общественную организацию «Деловая Россия» с просьбой сделать бронь для части работников отрасли, но получила отказ. В тот момент казалось, что у ювелирного дела в России мало шансов на выживание, и многим предпринимателям из этой отрасли придется просто заморозить бизнес, чтобы переждать плохие времена.

Однако после завершения частичной мобилизации настроения изменились. «Мы не так сильно пострадали от мобилизации, как этого ожидали: кое-кого из предпринимателей мобилизовали, и они потеряли свой бизнес. Но таких оказалось немного, так как наши основные ювелирные производства находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Костроме, где мобилизация проводилась точечно и аккуратно», — говорит теперь Эдуард Уткин. Кроме того, остальные предприниматели, работающие в отрасли, учли опыт мобилизованных коллег и быстро передали бразды правления своей семье, чтобы сократить риски на случай повторной мобилизации.

Однако ювелирам так и не удалось вернуть клиентов в массовом сегменте бизнеса: одни покупатели уехали, у других нет сейчас денег на покупку украшений. Зато растут продажи люксовых брендов. «Наш основной клиент в этом сегменте — российский чиновник. Он никуда не уезжал и продолжает хорошо зарабатывать, позволяя себе дорогие покупки», — поясняет Эдуард Уткин. На этого клиента, говорит он, сейчас стоит больше всего ориентироваться ювелирным магазинам. Единственное, что вызывает недовольство у этой группы потребителей, — сократившийся из-за санкций ассортимент ювелирных товаров.

Фитнес и спорт: сохранить уровень сервиса и обучить новый персонал

Ощутимо ударила частичная мобилизация и по некоторым отраслям, которые ранее сильно пострадали в пандемию и еще не успели восстановиться: по кинопрокатчикам, индустрии развлечений, фитнес-клубам и спорту. Как показал опрос 500 фитнес-клубов, проведенный Ассоциацией операторов фитнес-индустрии (АОФИ) сразу после объявления частичной мобилизации, уже в конце сентября — начале октября в половине фитнес-клубов (48%) продажи упали на 30% и больше, при этом почти четверть клубов (22%) потеряли до 40% клиентов. И это не единственные потери.

Об авторе

Мария Подцероб — независимый журналист.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте