Кризис-менеджмент

Фейсбучные споры — последнее дело

Антон Ходарев
Фото: Stillness InMotion / Unsplash

Вести дискуссии в соцсетях — дело в целом бессмысленное. Оно почти не дает видимых, практических результатов, не дарит сладости интеллектуальной победы, не оставляет шанса даже заработать «дополнительные очки» для вероятного спора в будущем — но все равно избежать соблазна вступить в такой разговор бывает очень сложно. Встречаются комментарии (условно говоря, «все кошки — собаки») и замечания, мимо которых не пройти. Я считаю, что они и есть самое ценное. Вызывая сильнейшие эмоции, они, как в зеркале, показывают наши настоящие, глубинные ценности и страхи, на поиск которых в иное время можно потратить не один час работы с психологом.

Когда сиюминутные желания перевешивают все рациональные доводы, можно попробовать вступить в дискуссию в онлайне — но делать это нужно по-умному, не разжигая дополнительный костер эмоций, а пытаясь начать диалог и даже дойти до некоего финала. Вот что для этого стоит предпринять.

1. Убедитесь, что вы общаетесь с человеком. Как и в бизнес-переговорах, нужно убедиться, что перед вами «лицо, принимающее решение». В контексте соцсетей это означает, что следует понять, живой человек перед вами, или аккаунт, имитирующий личность. О последнем будет говорить ряд факторов: недавно созданный профиль, отсутствие личных фотографий и постов, большое количество перепостов, низкая персонификация. Это позволит вам моментально решить, стоит ли тратить силы на то, чтобы переспорить тостер.

2. Определите, чего вы хотите. Не понимая своих желаний, вы никогда не поймете, на чьей стороне победа, и, как следствие, никогда не сможете сказать себе «стоп, хватит». Вы хотите, чтобы вас выслушали? Чтобы признали, что ваше видение имеет право на существование? Чтобы приняли вашу позицию, признав собственную ошибочной? Определите для себя задачи дискуссии: во-первых, часто при их формулировке спор заканчивается не начавшись (становится очевидно, что он бесполезен), во-вторых, правильная задача — половина победы.

3. Найдите то, что вас объединяет. Вы уже знаете, что перед вами человек. Следующий шаг — найти в его профиле то, что вас объединяет. Вы могли вырасти в одном городе, у вас обоих пожилая мама, вы можете одинаково любить котов и страдать при этом аллергией на шерсть — для проявления микроэмпатии подойдет любая зацепка. Важно, чтобы вы нашли точки соприкосновения и искренне поверили в то, что вы с вашим виртуальным собеседником могли бы разговориться пятничным вечером в баре, оказавшись рядом за стойкой. Любопытство и доброжелательное отношение к собеседнику — это та база, которая позволит вам видеть в нем личность, а не аватарку.

4. Помните про ограничения письменной речи. Важно понимать, что в комментариях соцсетей вам недоступны звуковые модуляции, игра оттенками голоса, выражение однозначно распознаваемой иронии или сарказма. Поэтому ваши мысли и аргументы, изложенные на «электронной бумаге», должны быть максимально «дуракоустойчивами». Это понятие имеет армейское происхождение, где за века управления большими количествами людей вывели ряд работающих принципов, первый из которых: добиваться того, чтобы приказ не имел двойного толкования. Поэтому пишите кратко, избегайте сложной терминологии, не бросайтесь заумными словами. Еще один недостаток соцсетей: самые невинные шутки и ирония могут обрести совсем иное значение. Если при живом общении вовремя вставленный анекдот или шутка — отличная «смазка» для диалога, то на письме они не только не разряжают атмосферу, но и могут трактоваться как оскорбление.

Об авторе

Антон Ходарев — советник председателя правления ООО «Группа Агроком», доктор экономических наук, выпускник Executive MBA бизнес-школы «Сколково».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте