Кризис-менеджмент

Как пережить шторм. Восемь советов, как сохранить устойчивость бизнеса

Елена Лазько
Фото: Samuli Jokinen / Unsplash

C конца февраля отечественные компании сталкиваются с финансовыми ограничениями, а также с огромным количеством логистических трудностей, которые влекут за собой приостановку поставок и продаж. Очевидно, что на ближайшие несколько месяцев основная задача управленцев и владельцев бизнеса — сохранить устойчивость компаний и предприятий.

Как это сделать?

Хорошая новость — многие процессы, направленные на обеспечение устойчивости, уже выработаны российским бизнесом в течение последних двух лет. Можно однозначно сказать, что благодаря COVID-19 российский бизнес подошел к нынешним испытаниям подготовленным. Компании в последние два года научились в стрессовых условиях принимать эффективные решения для того, чтобы поддерживать в рабочем состоянии продукты, услуги и процессы, а также анализировать последствия общеэкономической ситуации для клиентов, персонала и поставщиков.

Вместе с тем нынешняя ситуация уникальна, и мы находимся на этапе перестройки многих процессов. Чтобы противостоять потрясениям и продолжать предоставлять продукты и услуги клиентам, важно грамотное операционное управление. Детали решений, конечно же, могут отличаться в зависимости от отраслей и размера бизнеса, однако общие подходы едины.

Перечислим их.

● Определите минимально жизнеспособную бизнес-модель вашего бизнеса, описав основные процессы, продукты и поставщиков, а также группы клиентов и их уязвимости.

● Ищите альтернативных поставщиков. Давление на ликвидность и логистические ограничения рано или поздно приведут к сбоям в поставках. Необходимо переоценить риски по всей цепочке прямо сейчас.

● Создайте структуру управления, которая позволит руководителям высшего звена поддерживать в течение длительного времени стратегический и межфункциональный подход к управлению. Команду необходимо поделить на два блока. Первый должен следить за внешней ситуацией и вырабатывать стратегические решения, сосредотачиваясь на долгосрочных и структурных проблемах. Второй блок должен оперативно решать повседневные проблемы. Определите менеджера высшего ранга, имеющего право оперативно принимать окончательные решения.

Об авторе

Елена Лазько — руководитель практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ в СНГ.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте