Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Как поддержать расстроенных сотрудников
Сара Нолл УилсонЗа последние два года накапливающегося психологического напряжения мы все яснее понимали, что менеджерам нужно задумываться об эмоциональном благополучии сотрудников. Теперь недостаточно просто предоставлять рабочие инструменты и ресурсы команде, чтобы она функционировала, — нужно еще и создавать обстановку психологической безопасности для созидательного роста. Это значит, что вам необходимо научиться спокойно вести трудные и неудобные разговоры.
Когда человек рассказывает вам о чем-то болезненном или эмоциональном, бывает трудно подобрать подходящие слова в ответ. У одной из наших клиенток, ИТ-менеджера Эви*, несколько лет назад случился выкидыш. Она тогда работала из дома. Ее начальник Майк* почувствовал, что что-то случилось, и позвонил узнать, как у нее дела и как она себя чувствует. Она поняла, что не может лгать, поэтому набрала воздуха для храбрости и сказала: «Откровенно говоря, у меня был выкидыш, и мне очень тяжело… психически и физически». Майк долго молчал, а затем, наконец, сказал: «Хорошо… делай, что нужно», — и быстро свернул разговор. Эви до сих пор помнит реакцию Майка, хотя с тех пор прошли годы. В момент потери и страданий она не получила поддержки. Сделал ли он это нарочно? Нет, и тем не менее это на нее повлияло.
Лидерам обязательно нужно учиться быть рядом с сотрудниками, какой бы некомфортной ни казалась нам их ситуация. Чтобы поддерживать высокую производительность и внедрять инновации, мы должны создать среду, в которой члены нашей команды могли бы добиваться успеха. Вот что пишут в своей статье о важности поддержки психического здоровья сотрудников Келли Гринвуд и Джулия Энас, опросившие 1,5 тыс. взрослых американцев, работающих на полную ставку:
«У тех из опрошенных, кто чувствовал поддержку со стороны работодателей, реже отмечались симптомы психических расстройств, реже возникали проблемы с качеством работы или неявками. Они чаще были готовы спокойно обсуждать свое психоэмоциональное состояние на работе. Кроме того, они выше оценивали уровень удовлетворенности работой и готовности оставаться в компании. И, наконец, они более положительно оценивали компанию и ее руководителей, выражали доверие и гордились работой в ней».
Один из клиентов рассказывал нам вскоре после начала карантина в 2020 году, что руководители в его компании стали чаще спрашивать сотрудников, как у них дела, но было ясно, что они не знали, как реагировать на ответы: «нормально», «сложно», «ужасно» и т. д. Спросить, как дела, — важный первый шаг, но главное — как вы отреагируете на услышанное. И существенная часть этой реакции — слова эмоциональной поддержки.
Какие слова могут выражать эмоциональное отвержение
Многие руководители не осознают, что в общении с сотрудниками используют обесценивающие и потенциально вредные формулировки. Как мы наблюдали в процессе работы с сотнями лидеров, часто они не нарочно употребляют такие выражения, пытаясь проявить заботу. Они хотят поддержать человека, помочь справиться с проблемой, унять и умалить боль. Но в этих попытках умалить боль они иногда «умаляют» человека.
С другой стороны, некоторые руководители считают, что эмоциям не место на работе. Отсутствие эмпатии может мешать им понять, что за человек перед ними и что он переживает. Они не учитывают, что сегодня эмоции влияют на поиск и принятие решений, и упускают возможности для роста, которые создаются эмоциями. Эмоции не исчезают, когда их игнорируют.
Давайте рассмотрим несколько распространенных сценариев, возникающих, когда люди делятся психическими и эмоциональными проблемами:
● Обесценивающие фразы вроде «О чем тебе грустить?» или «Не надо грустить, у тебя прекрасная работа/семья и т. д.».
● Преуменьшение чужих чувств: «Все иногда испытывают подобное» или «Не о чем волноваться».
● Отрицание: «Могло быть и хуже!» Или: «У богатых свои причуды».
● Навязывание решений: «Перестань волноваться». Или: «Тебе нужно больше спать».
● Токсичная позитивность: «Во всем ищи хорошее». Или: «Все происходящее имеет смысл». Позитивный взгляд может помочь, но сам по себе он может быть и непродуктивным, если нет готовности увидеть ситуацию и с какой-то другой стороны.
Такие формулировки могут быть восприняты человеком в том смысле, что его чувства и проблемы ненастоящие или ненужные, и это только усилит и без того испытываемый им стыд. Если человек пришел к вам со своими проблемами, последнее, что он хочет, — чтобы его чувства не увидели, не услышали и не поддержали.
Какие слова могут выражать эмоциональную поддержку