Кризис-менеджмент
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как поддержать расстроенных сотрудников

Сара Нолл Уилсон
Фото: Paopano/Getty Images

За последние два года накапливающегося психологического напряжения мы все яснее понимали, что менеджерам нужно задумываться об эмоциональном благополучии сотрудников. Теперь недостаточно просто предоставлять рабочие инструменты и ресурсы команде, чтобы она функционировала, — нужно еще и создавать обстановку психологической безопасности для созидательного роста. Это значит, что вам необходимо научиться спокойно вести трудные и неудобные разговоры.

Когда человек рассказывает вам о чем-то болезненном или эмоциональном, бывает трудно подобрать подходящие слова в ответ. У одной из наших клиенток, ИТ-менеджера Эви*, несколько лет назад случился выкидыш. Она тогда работала из дома. Ее начальник Майк* почувствовал, что что-то случилось, и позвонил узнать, как у нее дела и как она себя чувствует. Она поняла, что не может лгать, поэтому набрала воздуха для храбрости и сказала: «Откровенно говоря, у меня был выкидыш, и мне очень тяжело… психически и физически». Майк долго молчал, а затем, наконец, сказал: «Хорошо… делай, что нужно», — и быстро свернул разговор. Эви до сих пор помнит реакцию Майка, хотя с тех пор прошли годы. В момент потери и страданий она не получила поддержки. Сделал ли он это нарочно? Нет, и тем не менее это на нее повлияло.

Лидерам обязательно нужно учиться быть рядом с сотрудниками, какой бы некомфортной ни казалась нам их ситуация. Чтобы поддерживать высокую производительность и внедрять инновации, мы должны создать среду, в которой члены нашей команды могли бы добиваться успеха. Вот что пишут в своей статье о важности поддержки психического здоровья сотрудников Келли Гринвуд и Джулия Энас, опросившие 1,5 тыс. взрослых американцев, работающих на полную ставку:

«У тех из опрошенных, кто чувствовал поддержку со стороны работодателей, реже отмечались симптомы психических расстройств, реже возникали проблемы с качеством работы или неявками. Они чаще были готовы спокойно обсуждать свое психоэмоциональное состояние на работе. Кроме того, они выше оценивали уровень удовлетворенности работой и готовности оставаться в компании. И, наконец, они более положительно оценивали компанию и ее руководителей, выражали доверие и гордились работой в ней».

Один из клиентов рассказывал нам вскоре после начала карантина в 2020 году, что руководители в его компании стали чаще спрашивать сотрудников, как у них дела, но было ясно, что они не знали, как реагировать на ответы: «нормально», «сложно», «ужасно» и т. д. Спросить, как дела, — важный первый шаг, но главное — как вы отреагируете на услышанное. И существенная часть этой реакции — слова эмоциональной поддержки.

Какие слова могут выражать эмоциональное отвержение

Многие руководители не осознают, что в общении с сотрудниками используют обесценивающие и потенциально вредные формулировки. Как мы наблюдали в процессе работы с сотнями лидеров, часто они не нарочно употребляют такие выражения, пытаясь проявить заботу. Они хотят поддержать человека, помочь справиться с проблемой, унять и умалить боль. Но в этих попытках умалить боль они иногда «умаляют» человека.

С другой стороны, некоторые руководители считают, что эмоциям не место на работе. Отсутствие эмпатии может мешать им понять, что за человек перед ними и что он переживает. Они не учитывают, что сегодня эмоции влияют на поиск и принятие решений, и упускают возможности для роста, которые создаются эмоциями. Эмоции не исчезают, когда их игнорируют.

Давайте рассмотрим несколько распространенных сценариев, возникающих, когда люди делятся психическими и эмоциональными проблемами:

Обесценивающие фразы вроде «О чем тебе грустить?» или «Не надо грустить, у тебя прекрасная работа/семья и т. д.».

Преуменьшение чужих чувств: «Все иногда испытывают подобное» или «Не о чем волноваться».

Отрицание: «Могло быть и хуже!» Или: «У богатых свои причуды».

Навязывание решений: «Перестань волноваться». Или: «Тебе нужно больше спать».

Токсичная позитивность: «Во всем ищи хорошее». Или: «Все происходящее имеет смысл». Позитивный взгляд может помочь, но сам по себе он может быть и непродуктивным, если нет готовности увидеть ситуацию и с какой-то другой стороны.

Такие формулировки могут быть восприняты человеком в том смысле, что его чувства и проблемы ненастоящие или ненужные, и это только усилит и без того испытываемый им стыд. Если человек пришел к вам со своими проблемами, последнее, что он хочет, — чтобы его чувства не увидели, не услышали и не поддержали.

Какие слова могут выражать эмоциональную поддержку

Об авторе

Сара Нолл Уилсон (Sarah Noll Wilson) — консультант руководителей высшего звена, фасилитатор и исследователь, автор книги «Don’t Feed the Elephants! Overcoming the Art of Avoidance to Build Powerful Partnerships» и ведущая еженедельного подкаста «Conversations on Conversations».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте