Кризис-менеджмент

Как управлять бизнесом в условиях неопределенности

Алексей Праздничных
Jametlene Reskp / Unsplash

«Среди беспорядка найдите простоту; среди раздора найдите гармонию; в трудности найдите возможность…». Альберт Эйнштейн

В условиях неопределенности обычная модель работы компании может дать сбой. В кризисных ситуациях, от экономических до природных катаклизмов и пандемии, некоторые компании использовали успешные практики кризис-менеджмента для прохождения первых наиболее сложных фаз. Посмотрим, какие из них можно применить в нынешних условиях и на что сейчас стоит обратить особое внимание.

Стратегическое мышление для тактических задач

Стратегия компании обычно нацелена на снижение неопределенности, а также на выделение и принятие ключевых решений, часто связанных с «большими ставками», на базе широкого спектра необходимой информации. При этом операционные или тактические задачи делегируются на уровень отдельных линейных руководителей и команд. Переключение на кризисный режим требует других подходов: решения, которые, на первый взгляд, кажутся тактическими, могут иметь более существенное влияние на бизнес компании в целом.

Сценарное мышление. Это способность остановиться, посмотреть на ситуацию с высоты птичьего полета, разглядеть ключевые факторы неопределенности, влияющие на будущее компании, представить себе или увидеть альтернативные варианты развития событий и подготовить план действий в каждом из сценариев. Сценарии — это не нечто законченное: они могут уточняться и пересматриваться раз в несколько дней. Это постоянный процесс, позволяющий задавать вопрос «что если…?» и отвечать на него, тренируя и накачивая стратегическую мускулатуру. Сценарии дают возможность увидеть разные варианты развития ситуации, включая самые негативные, избежать «туннельного видения» и выработать конкретные действия.

Об авторе

Алексей Праздничных — партнер Strategy Partners.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте