Кризис-менеджмент

Как выстоять, когда вокруг все рушится

Ольга Павликова
Фото: James Peacock / Unsplash

В 2021 году оборот нашей компании вырос в два раза и впервые превысил 60 млн руб. В январе и феврале 2022-го мы планировали подписать большое количество новых контрактов и рассчитывали на продолжение успеха. Но с началом операции на Украине переговоры прервались, бизнес отложил заключение договоров или отказался от них, а тендерные площадки перестали пополняться. Всего за одну неделю с нами прекратили или приостановили сотрудничество семь клиентов. Некоторые из них работали с агентством с момента его основания в 2015 году. Состоятся ли пресс-мероприятия, обслуживание которых приносило нам треть дохода, сейчас неизвестно. Все это несет серьезные финансовые риски, поэтому нам пришлось срочно выработать пять ключевых стратегий для борьбы с новым кризисом.

Шаг 1. Оптимизация расходов

Для начала мы постарались свести к минимуму финансовый разрыв между доходами и расходами. Нам пришлось уволить нескольких сотрудников и уменьшить зарплаты всему коллективу, включая собственников бизнеса и руководителей ключевых направлений. Снижение составило от 20 до 50% в зависимости от того, сколько проектов ведут сейчас менеджеры и есть ли у них заработок в других компаниях.

Затем мы составили список расходов, которые можем сократить. Так, мы решили не посещать мероприятия и снизили офисные затраты. В честь 8 марта мы выплатили сотрудникам премии, но на этот раз не стали приглашать их в ресторан или заказывать кейтеринг в офис, а попросили людей принести угощение с собой. Мы не отказались от ДМС, но стараемся уменьшить расходы на бизнес-сервисы. Например, мы перестали сотрудничать с бизнес-консультантами.

Следующим шагом станет попытка разделить с другими партнерами расходы на аренду нашего офиса площадью 220 кв. м. Это поможет сэкономить и при этом не отказываться от помещения полностью, хотя мы не исключаем развития ситуации, когда придется расторгнуть договор аренды.

Шаг 2. Поиск клиентов из новых отраслей

Если раньше мы ставили цели на квартал вперед, то теперь наш горизонт планирования сократился до одной недели. Главная стратегия сейчас — привлечь новых и удержать старых заказчиков. Мы внимательно следим за ситуацией и прогнозируем, какие отрасли будут развиваться несмотря на кризис. Все мы помним, как быстро в 2014 году произошло импортозамещение некоторых товаров: как только ушли иностранные игроки, их нишу заняли российские. Например, мы понимаем, что, если уходит IKEA, то на ее место через какое-то время придут отечественные и белорусские производители и поставщики мебели. Это их шанс. Все эти компании будут нуждаться в PR-услугах.

Производство продуктов питания также можно считать растущим сектором. Это одна из немногих сфер, которая во время коронавирусных ограничений получала государственную поддержку. Как нам кажется, многие региональные игроки в скором времени будут выходить на федеральный рынок, активно заявлять о себе, повышать узнаваемость бренда.

Автопром также довольно перспективный сектор. Мы будем ориентироваться на китайских производителей, которые уже несколько лет успешно работают на российском рынке. Думаем, что вырастут и сегменты продаж поддержанных авто и p2p-каршеринга.

Будет расти и сектор здравоохранения. Это всевозможные сервисы поддержки психологического состояния, телемедицина, фармацевтика. Зарубежные препараты будут дорожать вслед за ростом курса доллара и евро, и россиянам придется переключаться на российские аналоги, хотя производство многих лекарств еще предстоит наладить.

Также мы считаем перспективным сектор общепита. Доступные кафетерии и фастфуд сейчас точно будут востребованы. 8 марта 2022 года стало известно, что McDonald's замораживает работу в России и закрывает (если верить компании, то временно) 850 ресторанов. В последние годы туда ходили в основном молодые люди и подростки. И они явно захотят найти что-то подобное.

* деятельность на территории РФ запрещена

Об авторе

Ольга Павликова — сооснователь PR-агентства TrendFox.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте