Кризис-менеджмент

Пять антикризисных мер для бизнеса

Евгений Бутман

Предприниматели с легкой руки Нассима Талеба любят говорить про черных лебедей, то есть неожиданные события, которые никто не мог предвидеть. Но к сегодняшним реалиям больше подходит метафора серого носорога, которую когда-то предложила американский аналитик Мишель Вукер. Серый носорог — это надвигающаяся огромная смутная угроза, которая видна издалека. Очевидное и высоковероятное событие, которое многие почему-то игнорируют.

Российский бизнес пережил уже множество кризисов. Я, например, хорошо помню, как в 1998 году рубль резко упал с 6,5 до 24 за доллар — почти в четыре раза. Мне было тогда 35 лет, и, казалось, что бизнес рухнет. В 2008-м снова падение рубля — в полтора раза. Удар был мгновенный, никто не был к этому готов, обанкротились многие закредитованные компании. После 2014 года началось медленное и постоянное ухудшение экономических условий. С началом пандемии многие бизнесы встали — туризм, авиаперевозки, массовые развлечения и т. д. Компании, которые научились жить в таких условиях, прошли хорошую тренировку. И сейчас у нас наступает новый, пиковый кризисный период.

Многие люди растрачивают себя в бессмысленных дискуссиях, пытаясь выплеснуть накопившийся стресс и тревогу. Но сжигать себя на огне негативных эмоций непродуктивно. Лучшее лекарство — работа, рутинные действия. Когда вы себя загружаете, паника уходит. В свое время я занимался горным туризмом и альпинизмом, и мы придерживались правила: когда идешь по стене, не надо смотреть вниз. Нужно просто выполнять свою работу, то есть карабкаться вверх.

В последнее время я общался со многими предпринимателями и выделил пять основных направлений, которые стоит пересмотреть в кризис:

• отношения с сотрудниками;

• отношения с контрагентами и партнерами;

• система принятия решений;

• личная стратегия;

• бизнес-стратегия компании.

Отношения с сотрудниками

Первое и самое главное — люди. Понятно, что многие напуганы, питаются слухами, мало кто умеет фильтровать информацию и определять ее достоверность. Руководителям важно успокоиться самим и успокоить своих людей. Чувство ответственности за других сильно мотивирует.

Понятно, что нас ждут непростые времена, и самая правильная позиция — быть честным и открытым с сотрудниками. Тревожность у всех запредельная, поэтому важно снизить ее уровень до какого-то приемлемого уровня.

Отношения с контрагентами

Главная жертва любого кризиса — доверие и отношения. Они разрушаются мгновенно. В этом случае вести бизнес очень тяжело, если вообще возможно. Все нервничают и боятся, поэтому с партнерами и контрагентами надо вести такой же открытый диалог, как и с сотрудниками.

Я научился этому во время кризиса 1998 года, когда руководил мастер-дистрибутором Apple в России. Тогда остановился импорт, были перебои с поставками. Мой опытный партнер-экспат каждый день отправлял поставщикам дайджест о том, что происходит в нашей стране и в нашей компании, какие мы предпринимаем действия, что делаем для финансовой стабилизации, сколько продали товара. Просто держал их в курсе. Наверное, информация в таком объеме им было не нужна, но важно было донести, что мы собраны и спокойны, не прячемся, признаем свои обязательства и добросовестно стараемся решать возникающие проблемы. Позже мы получили письмо от финансового директора европейского Apple, что поведение нашей компании во время кризиса может быть примером для остальных. Для меня это был важный урок. Открытость укрепляет доверие, а доверие — это валюта, особенно в наше непростое время.

Принятие решений

Одна из самых уязвимых и плохо организованных практик во многих компаниях — система принятия решений. Она часто архаична, несовершенна, персонализирована. Некоторые руководители принимают решения, опираясь исключительно на собственный опыт и мнение сотрудников. Но очень важно привлечь опытных советников, которые могли бы оценить действия менеджмента со стороны, подключить к разработке возможных сценариев дополнительный ум, а лучше два или три. Советники помогут увидеть перспективы более четко. Холодная информация и цифры — вот что нужно в условиях повышенной тревожности.

Важно также подумать над коллективными действиями. Я считаю, что предпринимателям стоит отказаться от социал-дарвинизма, то есть от установки, что выживает сильнейший. Компаниям, даже конкурентам, имеет смысл наладить общение, согласовывать решения, потому что ситуация настолько тревожная и сложная, что в одиночку выжить будет очень трудно. Это как водяное перемирие — надо помогать друг другу, делиться возможностями, идеями, инструментами. Вместе всегда легче.

Личная стратегия

Соблюдать информационную гигиену. Важно оградить себя от нервирующей информации, которая мешает принятию разумных ответственных решений. Я сам несколько дней назад подписался на большое количество информационных каналов, чтобы смотреть на ситуацию с разных сторон, но потом отписался от большинства из тех, где нагнетают панику. Важно пережить сложный момент, особенно тем, кто отвечает за других людей (главе семьи, главе компании). Это не значит, что надо быть глухим и бесчувственным, но необходимо блюсти определенную душевную гигиену и сохранять хладнокровие.

Смириться с потерями. Самый худший сценарий — вы все потеряете, и придется начинать с начала. Вероятность такого развития событий очень велика, и предпринимателям стоит отдавать себе в этом отчет. Важно как можно скорее пройти стадии отрицания, гнева, торга, депрессии и спокойно перейти к стадии принятия. Жизнь длинная, надо понимать, что, если вы создали свое дело и стали успешным человеком, значит, сможете добиться результата еще раз. Нельзя поддаваться унынию, иначе вы сдадитесь, и вас сразу смоет. Возможно, вы станете лягушкой, которая способна сбить из молока масло.

Об авторе

Евгений Бутман — глава консалтинговой компании Future Corp.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте