Дело жизни

«Потребитель — это страшное слово, терпеть его не могу»

Брюс Дикинсон известен многим как рок-музыкант и вокалист культовой heavy Meta*l-группы Iron Maiden. Но послужной список британского исполнителя этим не исчерпывается: он еще и пилот гражданской авиации, предприниматель и инвестор, раз за разом ввязывающийся в очередной авантюрный проект, будь то запуск новой марки пива, лимитированной серии часов или создание летательных аппаратов. А все потому, что однажды его укусил «комар предпринимательства», считает Дикинсон. О том, что бывает после таких укусов, музыкант рассказал на форуме SAP Success Connect в Берлине. Мы публикуем самые интересные фрагменты его выступления.

Никогда нельзя недооценивать неудачников. Я родился в рабочей семье, но каким-то образом меня отдали в частную английскую школу. Я не слишком вписывался в тамошние порядки, и школа довольно скоро избавилась от моего присутствия. В письме об отчислении написали, что мой язык — мой враг. Но я сделал состояние с помощью своего языка, так что учителя иногда ужасно ошибаются в своих учениках.

Потребитель — это страшное слово. Я терпеть его не могу. Что такое потребитель? Это человек, который пришел и так же свободно может уйти. Если вы занимаетесь бизнесом, то, по сути, продаете отношения, чувства. Если чувства положительные, вы сможете превратить потребителя, который волен уйти, в поклонника. Превратите своих потребителей в фанатов. Недавно я выступал в Австрии, в поле. Было холодно, сыро, 50 тысяч человек стояли в грязи под дождем в резиновых сапогах. Некоторые сутками добирались ради этого двухчасового концерта, для того чтобы увидеть нас на сцене. Публика приносит жертву, и мы не должны об этом забывать. Я это ценю и выкладываюсь каждый раз, когда выступаю.

На мой взгляд, так называемая «забота о потребителе» — это чушь. Компании врут. Когда вы покупаете электронный прибор и пытаетесь прочесть брошюрку про «заботу о потребителе», во-первых, вы понимаете, что вам понадобится микроскоп, чтобы разглядеть этот мелкий шрифт. Во-вторых, вы должны разобрать как минимум 30 иностранных языков, пока доберетесь до языка страны, в которой вы его купили. Наконец, если прибор сломается, вам не вернут назад ваших денег. Вот вам и «забота о потребителе».

Разговоры с людьми спасали меня в самых разных ситуациях. Однажды на меня направили пистолет, но мне удалось сказать: «Ты не думаешь, что нам надо бы об этом поговорить прежде, чем ты спустишь курок?» Я запустил несколько бизнесов, и одна из самых больших проблем с ними была в том, чтобы заставить людей говорить друг с другом, а не посылать бесконечные цепочки сообщений, в которых написано: «Меня не будет на работе в ближайшие 18 лет, я вернусь в понедельник 2064 года». Электронные средства связи чудесны, если вы хотите уклониться от принятия решения. Это фантастический способ переложить ответственность. Но еще стоит людей слушать. Разговор, коммуникация — улица с двусторонним движением, это важно для бизнеса. И когда вы так поступаете, происходят невероятные вещи.

Если вы мечтаете, мечта может сбыться, а может и нет. Но если вы не смеете мечтать, она не сбудется никогда. Вы должны позволить своему воображению лететь за любыми идеями, которые могут стать реальностью. Если вы усядетесь в своей маленькой уютной зоне комфорта, не произойдет ничего. Мои мечты почему-то сбылись. Я стал участником Iron Maiden в 21 год. Через некоторое время после этого мы примерно за одну ночь записали альбом, который стал альбомом номер один в мире и сделал нас самой популярной heavy Meta*l-группой. Но справедливости ради нужно сказать, что к этому моменту группа уже выпустила два альбома, то есть ружье было готово, мы просто использовали последний патрон.

Я получил все, чего желал, к 22 годам. Это очень необычно, и я должен был задать себе серьезные вопросы. До этого момента я ни разу не был за пределами Великобритании и давал концерты для 300-400 человек. А тут вдруг мы дважды съездили в Америку, в Европу, были в Японии и Австралии, стали хедлайнерами фестиваля. И в конце года меня настигло подведение итогов. Помню, как я, абсолютно пьяный, полз по коридору гостиницы в Токио, искал, где бы найти еду, потому что заказывать в номер было уже поздно. И вдруг боковым зрением увидел в огромном зеркале свое отражение на четвереньках. У британского художника Уильяма Блейка есть картина, на которой изображен вавилонский царь Навуходоносор. Он был не в себе и думал, что превращается в зверя. На картине Навуходоносор стоит на четвереньках, и одна его нога превращается в звериную. Я увидел свое отражение и подумал: это ведь я, и я тоже могу превратиться в ужасное создание. С этим нужно было что-то делать.

В какой-то момент меня укусил комар предпринимательства. Вы не поймете, что он вас укусил, пока не станете разговаривать с другими людьми, и окажется, что их тоже кусали. Вы говорите: «О, у меня есть идея!» А вам отвечают: «И у меня такая же, вот здорово!» В школе я ничего не смыслил в математике, да и в физике тоже. Но пришлось физику подтянуть, когда пошел учиться на пилота. Все, что я понимаю в математике, это основное предпринимательское уравнение: ноль плюс ноль равно один. Помните это, и все у вас будет хорошо.

Авиацией и инженерным делом меня заразил мой дядя Джон, который во вторую мировую воевал на Мальте. Когда мне было пять лет, он подарил мне модель самолета 1930-х годов, и она завладела моим воображением. В начале 1990-х я получил лицензию пилота и стал командиром воздушного судна на Boeing 757 в чартерной авиакомпании Astraeus Airlines. Это была моя единственная настоящая работа. Мне страшно нравилось летать на самолетах. Во-первых, я люблю управлять ими. Во-вторых, я умею управлять большими самолетами. В-третьих, я бесконечно любопытен, мне всегда хочется знать ответ на вопрос «почему?». Легко выяснить ответ на вопрос «когда?»; легко узнать ответ на вопрос «что?». Но узнать, какая мотивация стоит за вещами, ситуациями, людьми, местами — это гораздо интереснее.

Меня всегда интересовала экономическая сторона полетов. Я работал на полную ставку пилотом Astraeus Airlines и в то же время оставался ведущим вокалистом Iron Maiden. Это была интересная задачка для отдела кадров. Обычно я брал неоплачиваемый отпуск, чтобы поехать в турне с Iron Maiden. Многие наши поклонники живут далековато: в Австралии, Новой Зеландии, Индии, Южной Корее, Китае. Но эти регионы редко входят в гастрольный список. Группа решила поехать в тур по Австралии и Новой Зеландии, однако бухгалтер сказал: «Нет, вы не можете себе этого позволить, потеряете там свои деньги». Я не согласился. У нашей чартерной авиакомпании было 11 самолетов. Летом в Европе зафрахтовать самолет невозможно — это очень дорого, но зимой полно самолетов, стоящих без дела, поэтому стоимость аренды самолета зимой заметно падает. Тогда мы решили, что можем полететь в Австралию и Новую Зеландию на гастроли в феврале. В тот раз мне не пришлось просить у авиалинии неоплачиваемый отпуск, я даже заработал дважды — как вокалист и как пилот. Самолет разрисовали эмблемой нашей группы, и его фотографировали как ни один другой лайнер. Мы столько заработали, что бухгалтер первым делом спросил, можем ли мы повторить тур.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте