Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Барбра Стрейзанд
Элисон БиардВ 20 лет Барбра Стрейзанд уже была звездой Бродвея, а к 26 успела завоевать премию «Эмми», четыре «Грэмми» и один «Оскар». Стрейзанд никого не оставляет равнодушным: «Я очень упряма и всегда стою на своем; кому-то это нравится, а кого-то бесит», — говорит она. Не останавливаясь на достигнутом, она продолжает писать сценарии, продюсировать и ставить фильмы, записывать альбомы (в США продано более 71 миллиона ее дисков) и заниматься благотворительностью, поддерживая такие проекты, как, например, Женский кардиоцентр при клинике Cedars-Sinai.
HBR: Чем объясняется разнообразие ваших амплуа в шоу-бизнесе?
Стрейзанд: Такой уж я родилась. Мне постоянно надо куда-то выплескивать творческую энергию, и, если меня что-то по-настоящему увлекает, я отдаюсь этому целиком. Кстати говоря, начинала я как актриса, а петь стала, только чтобы заработать на жизнь.
Говорят, вы слишком требовательны и любите командовать. Что вы на это ответите?
Мужчина бы никогда не услышал подобных упреков. Много лет назад в одном из выступлений я уже говорила: «Мужчина дает распоряжения, в то время как женщина выставляет требования. Мужчина проявляет силу, женщина давит. Он полон уверенности в себе, она агрессивна. Он выстраивает стратегию, она манипулирует. Он проявляет лидерские качества, она всех контролирует. Он неуклонно идет к своей цели, она одержима. Он настойчив, она настырна. Мужчина может быть перфекционистом, женщина — просто зануда». Работая над записями и телешоу, я всегда настаивала на том, чтобы управлять творческой стороной процесса. Для меня это было очень важно. Я полностью доверяла таким режиссерам, как Уильям Уайлер и Сидни Поллак. Я многому училась у них, а они ко мне прислушивались. Когда мне этого стало мало, я взялась за режиссуру. Это позволило мне наиболее полно выразить то, что я хочу.
Работая в кино, приходится находить общий язык с незнакомыми людьми. Как вы с этим справляетесь?
Съемочная группа — семья, живущая по своим законам. Режиссер должен создавать атмосферу доверия. Я люблю «вытягивать» из актеров лучшее, на что они способны. Поэтому я стараюсь хорошенько их узнать: кто они, какое у них было детство, чего они боятся, что для них главное в жизни. Я всегда снимаю сцены со своим участием в последнюю очередь. В «Повелителе приливов» я снималась только во время дождя, когда съемки переносили в павильон. Я изучаю сценарий до мелочей и знаю своего персонажа настолько хорошо, что очень быстро добиваюсь желаемого на экране.
Вы никогда не скрывали, что боитесь сцены. Как вы с этим справляетесь?