Дело жизни
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Скотт Адамс

МакГинн Дэниэл брал Интервью

Скотт Адамс с 1989 года создал около 9000 комиксов о Дилберте. Его саркастический взгляд на менеджеров, боссов и жизнь офисного планктона во многом определил отношение современных «белых воротничков» к работе. Карьера Адамса сложилась успешно, однако путь к успеху, как он пишет в своей последней книге «How to Fail at Almost Everything and Still Win Big», был тернист.

HBR:Вы и вправду так цинично относитесь к менеджерам, как показано в «Дилберте»?

Адамс: Я убежден: менеджер — это человек, который топчется на месте и надеется, что в результате счастливого стечения обстоятельств все решат, что он отлично поработал. Помимо «Дилберта», у меня были и другие проекты, и многие из них провалились — но не потому, что идеи, лежавшие в их основе, были хуже тех, что в конце концов выстрелили, и не потому, что я делал что-то не так. Главное — правильно выбранное время и удача. Пламя из искры либо разгорится, либо нет.

Прежде чем стать карикатуристом, вы получили степень MBA. Что вам это дало?

Сначала я рисовал Дилберта в разной обстановке, не только в офисе. Я толком не знал, что понравится людям, поскольку прямого контакта с читателями у меня не было. Но на курсе MBA нам рассказывали, как важен прямой канал обратной связи с потребителями. И тогда, а это было на заре интернета, я начал оставлять свой электронный адрес на полях комиксов. Я получал сотни писем в день, и во всех была общая мысль: людям нравится Дилберт в офисе, и гораздо меньше — в других местах. Так «Дилберт» стал комиксом про офисную жизнь, и это определило его успех.

Почему вы не ушли из компании, после того как «Дилберт» завоевал популярность?

Так мне было значительно удобнее. Я больше не переживал, что меня уволят, — у меня по­явился запасной аэродром. И рисовать комиксы оказалось до смешного легко: я просто фиксировал свои впечатления от офисной работы.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте