Дело жизни

Владимир Мирзоев

Анна Натитник

Владимир Мирзоев, известный театральный режиссер проводит параллели между театром и государством и выступает за обновление обеих систем.

HBR — Россия: Справедливо ли сравнить театр с государством?

Мирзоев: В этом есть смысл. Советский (и пост-советский) театр был слепком с тоталитарной системы. Армейская иерархия, художественный руководитель — феодал, актеры бесправны. В нулевые эта модель приказала долго жить. Стало понятно: режиссер-диктатор не порождает художественный язык, способный интерпретировать новую реальность. Авторитарный метод морально устарел.

Все государственные институты в РФ нуждаются в модернизации. Но для этого элиты должны осознать: Россия — переходное общество от архаики к модерну; путь в современность требует отказа от мифологии, с помощью которой удобно управлять массами, но нельзя построить гражданскую нацию. Если вместо конкуренции у нас будет непотизм, а вместо развития человеческого капитала — круговорот железа в ВПК, выход из кризиса опять произойдет через «геополитическую катастрофу».

В чем причина нынешней ситуации?

В ХХ веке нам не удалось шагнуть в современность. В результате большевистского переворота Россия была отброшена в архаику — и потеряла минимум столетие. Это цена, которую образо-ванное сословие заплатило за привязан-ность к рабству. Для нынешней ситуации характерно пограничное состояние — умов, институтов, культурных практик. Закон «об оскорблении чувств верующих» — чистой воды архаика. Он появился, чтобы расколоть общество по линии «традиционалисты — европейцы».

Как модернизировать театр?

Реформы нужно начинать с руководства. Контракт с худруком и директором должен заключаться на два-три сезона. Потом пусть господа опять конкурируют за рабочие места. Выбор делает труппа, Департамент культуры утверждает кандидатуры. Это поможет выйти из кризиса не только актерам, но и режиссерам.

Чему вас научила история с кражей вашего фильма «Борис Годунов»?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте