Дело жизни

Елена Шубина

Анна Натитник

Филолог-русист Елена Шубина возглавляет в издательстве АСТ редакцию, которая выпускает книги наиболее ярких отечественных авторов: Захара Прилепина, Людмилы Улицкой, Дмитрия Быкова, Алексея Иванова и многих других.

HBR — Россия: Каким образом ваша редакция выделилась в отдельный бренд?

Шубина: Книги, которые выходят в нашей редакции, в какой-то момент стали ассоциироваться с моим именем — так это и закрепилось. Это удобно распространителям — тем, кто доносит книги до читателей. Название редакции говорит им об определенном направлении, а также уровне и качестве книг — это русские мемуары, биографии, то, что называют высокой прозой.

Почему вы стали издавать именно современную прозу?

Я давно ею занимаюсь — еще со времен работы в журнале «Дружба народов». Хотя мои интересы были сосредоточены и вокруг 20—40-х годов ХХ века, вокруг творчества Андрея Платонова.

Современная проза дает острое ощущение нерва жизни, того, что называется «здесь и сейчас». Читатели хотят видеть в книге собеседника, для них «вторая реальность» — литература — это еще возможность диалога. Сейчас, надо сказать, создалась уникальная ситуация, когда проза стряхнула с себя морок растерянности (это было в 1990-е) и вступила в этот диалог.

Что для вас хорошая современная литература?

Как и во все времена. В ней должен быть внутренний посыл, донесенный адекватными художественными средствами. В XXI веке роман (или повесть — сейчас это все более относительные понятия), как и в ХIХ и ХХ веке, должен держать интригу; нужен герой, который бросает вызов судьбе, преодолевает препятствия, принимает важные решения. Текст не должен казаться читателю чужим, не имеющим к нему отношения. Это очень важно. К сожалению, мне часто приходится читать тексты, где молодой автор многозначительно нарезает круги вокруг самого себя, демонстративно игнорируя, так сказать, «реципиента», читателя. Нужно уметь рассказывать истории, учиться писать. Ну и конечно, первое и главное — литературный талант, дар, так же, как слух — у музыканта.

Должна ли литература утверждать вечные ценности? Важна ли в книгах этическая составляющая?

Я считаю, что да. Очевидная вещь: если главный герой романа — злодей, то в конце повествования ожидается какой-то нравственный вывод, катарсис. В этом смысле нет разницы между, скажем, трагедией Расина и драмами, написанными сейчас.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте