Дело жизни
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Соучредитель Twitter о бесконечных возможностях

Стоун Биз

image

Я рос в зажиточном городке; мои родители развелись, когда я был еще ребенком. Отец почти не участвовал в моей судьбе, и мы жили очень бедно. Многие знакомые мальчишки играли в бейсбол и американский футбол в командах Little League и Pop Warner, а я уже в восемь лет стриг газоны, чтобы заработать денег.

В старших классах я понял, что членство в спортивной команде автоматически включает тебя в тусовку. Я был сильным подростком, но с командным спортом у меня не складывалось — я пробовался и в баскетбольную, и в бейсбольную, и в футбольную команды, но ничего не выходило. У нас в школе мальчишки не занимались лакроссом, и я решил: раз никто не умеет в него играть, все будут со мной наравне. Я убедил директора создать команду, если мне удастся найти тренера и набрать достаточно ребят. И мне удалось. В конце концов я научился отлично играть в лакросс и стал капитаном команды.

Из этой истории можно извлечь ценный урок, применимый, кстати сказать, и к бизнесу. Для некоторых людей возможность — это набор обстоятельств, способствующих осуществлению чего-либо (именно такое определение дается в словаре). Они считают, что возможность появляется сама по себе. Вы «замечаете» ее или ждете, пока она к вам «постучится».

Я смотрю на это иначе. Я убеж­ден, что мы сами должны создавать обстоятельства и что возможности — это то, что мы строим, а не то, чего мы ждем. Оглядываясь на первые 40 лет своей жизни, я вижу, что постоянно генерировал возможности, вместо того чтобы стоять и ждать, пока они мне подвернутся. Так было и в самом начале моей карь­еры, и позже, когда мы с друзьями создали Twitter, и сейчас с моими последними проектами. Предпринимательство, по сути, и есть создание собственных возможностей. Особенно если речь идет о стартапе. Вы просто назначаете себя директором и начинаете планировать.

Вот, например, как я получил первую постоянную работу. В то время я учился в Массачусетском университете в Бостоне, получал стипендию, но мне все это не очень нравилось. Я подра­батывал в издательстве «Little, Brown» — оно переезжало, и я таскал коробки. Там я познакомился с людьми, которые делали обложки для книг. Они тогда только перешли с бумаги на компьютеры. В детстве у одного моего приятеля был «Макинтош», так что я давно умел работать в «Фотошопе» и «Кварке».

Однажды, когда в офисе никого не было, мне на глаза попалось техническое задание на разработку обложки для книги. Я быстренько его выполнил на компьютере, а потом подложил в стопку готовых эскизов — и никому не сказал. Через несколько дней главный художник издательства начал искать автора этой обложки: и редакторы, и отдел продаж сочли ее лучшей. Когда он узнал, что ее придумал грузчик, он очень удивился. Поскольку я знал дизайнерские программы, он предложил мне постоянную работу. Я подумал: раз люди получают университетское образование, чтобы попасть на такую работу, то я брошу университет, приму предложение и буду рассматривать свою деятельноть еще и как учебу. Главный художник стал моим наставником и ­близким другом, и я многое узнал о дизайне и творчестве.

image

Создать культуру, обеспечить переход власти

В конце концов я ушел из «Little, Brown» и открыл собственное дизайн-бюро, но тут выяснилось, что заказов на разработку книжных обложек не так уж много. Это был конец 1990-х — время активного развития интернета, поэтому, когда кто-то попросил меня сделать ему веб-сайт, я быстро освоил это дело. За следующие несколько лет я ­научился много чему еще. Я переехал в Нью-Йорк и стал соучредителем стартапа в области социальных сетей, но мне не нравилось, как там ведутся дела, и я вернулся в Бостон.

В 2003 году «Google» объявила о покупке «Blogger», одного из первых сервисов для ведения интернет-дневников. Я читал блог основателя сайта Эвана Уильямса и написал ему, что, по-моему, нам надо работать вместе. По рекомендации Эвана меня должны были взять в «Google». Я поехал в Калифорнию, думая, что работа у меня в кармане, но вместо этого оказался на собеседовании, которое длилось целый день. Люди, с которыми я разговаривал, не понимали, почему они должны нанимать парня без образования, ведь в «Google» брали в основном дипломированных программистов. Но Эван их убедил. Мне очень нравилось с ним работать, а после того как компания стала публичной, мои опционы сущест­венно поднялись в цене. Останься я там, я бы стал миллионером, а это очень круто для того, кто рос на пособие. Но Эван ушел, чтобы основать новую компанию, и мне пришлось задать себе вопрос: ради чего я приехал в Калифорнию — чтобы работать в «Google» или чтобы работать с Эваном? Я выбрал второе.

Эван назвал свою компанию «Odeo». Мы пытались создать нечто вроде подкастинга. Затея не то чтобы провалилась, но и успехом не увенчалась, отчасти из-за того что «Apple» с ростом популярности iPod стала активно развивать подкасты. К началу 2006 года стало ясно, что наша бизнес-модель не сработает. Тогда Эван предложил нам разбиться на пары и за две недели придумать новый продукт.

image

Моим лучшим другом в компании был Джек Дорси — и я, конечно, выбрал его своим напарником. В то время он пользовался мессенджером AOL, в котором можно было обновить статус при выходе из сети — например, написать «Ушел на обед». «Может, как-нибудь обыграем короткие обновления статуса?» — предложил Джек.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте