Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Эмоции: смена ракурса

Поль Клодель , Пьер Касс
Фото: Tong Su / Unsplash

Генеральный директор European Multinational произнес замечательную речь перед 200 топ-менеджерами компании. Он поведал об основных стратегических проблемах организации и в заключение сказал, что готов ответить на вопросы слушателей. Более того, он подчеркнул, что очень огорчится, если его ни о чем не спросят. Но когда один из присутствующих поднял руку и задал вопрос, оратор схватился за голову. «Боже мой, — воскликнул он, — да я за всю жизнь не слышал более глупого вопроса! Следующий, пожалуйста». Больше желающих не нашлось…

В деловом мире к чувствам и эмоциям традиционно относятся пренебрежительно, их не понимают, игнорируют, подавляют. Сколько раз на совещаниях и встречах нам доводилось слышать раздраженные окрики солидных начальников: «Только без эмоций, пожалуйста!» До сих пор проявление чувств зачастую считается признаком слабости, неспособности держать себя в руках, осознавать, что реальный мир — это факты, а не нечто субъективное, двусмысленное и нестабильное. И сегодня многие принимают на веру утверждение Бертрана Рассела: «Наши эмоции обратно пропорциональны нашим знаниям: чем меньше мы знаем, тем больше распаляемся», — и соглашаются с Эйн Рэнд, заявившей, что эмоции «подобны фонарям в темной аллее чужой души, освещающим самые уязвимые места». Хуже того, многие руководители упрямо твердят одно и то же: если не контролировать эмоции, они возьмут над нами верх.

Действительно ли эмоции так страшны? Безусловно, нет. Чувства и эмоции — важнейшая часть человеческой личности, и в нашей жизни они играют не менее важную роль, чем логика и рациональное мышление. Чарльз Дарвин писал: «Эмоции способствуют выживанию, провоцируя необходимые поступки и сообщая ценную информацию». То есть, по сути, они выполняют функцию обратной связи, посылая нам данные о качестве нашей жизни и нашем состоянии. К счастью, сегодня все больше и больше руководителей осознают ценность чувств и понимают, что эмоции — важнейший управленческий инструмент, упрощающий и ускоряющий путь к успеху. Придав эмоциям на рабочем месте законный статус, научившись слушать и правильно истолковывать свои чувства, контролировать собственные эмоции, топ-менеджеры смогут лучше понимать себя и окружающих и с легкостью вдохновлять сотрудников на трудовые подвиги.

Оценка эмоций: эмоциональный коэффициент

В каждый момент своей жизни мы испытываем множество эмоций — как положительных, так и отрицательных. Если бы можно было все их перемешать и вывести средний результат, мы получили бы эмоциональный коэффициент (EQ) — представление о собственном расположении духа в данную минуту. EQ отражает нашу самооценку, или уверенность в себе и своей способности к выживанию (см. «тест во врезке»). Чем выше наш эмоциональный коэффициент, тем более сильными и счастливыми мы себе кажемся; чем ниже — тем более слабыми и неспокойными. На уровень EQ влияют три основных фактора.

Врожденные особенности. Некоторые люди от рождения более оптимистичны, чем другие, и в большей степени довольны жизнью. Во всех, даже самых разрушительных событиях они видят положительную сторону. Стакан кажется им наполовину полным, а проблемы радуют тем, что открывают новые возможности. Но есть и такие, кто неизменно зацикливается на плохом и обвиняет мир в собственных бедах.

Воспитание. То, как нас растили, как относились к нам в детстве и в юности родители и наставники, оказывает сильное влияние на самовосприятие. Бывший генеральный директор GE Джек Уэлч неоднократно рассказывал: мать всегда считала его лучшим, верила в уготовленный ему потрясающий успех и тем самым воспитала в нем прочное чувство уверенности в себе.

Жизненные события. Любые события — более или менее благоприятные — повышают или понижают наш EQ. Если мы переживаем ряд счастливых случайностей, наша уверенность в себе возрастает, и наоборот. Иногда череда событий порождает эмоции, которые, накапливаясь, соединяются как бы в восходящую или нисходящую спираль, что в результате вызывает либо эйфорию, либо состояние подавленности и даже депрессию.

Эмоциональный коэффициент руководителей оказывает сильнейшее воздействие на подчиненных, а EQ сотрудников — на качество жизни и работы топ-менеджеров. Осознав интенсивность этого влияния, руководители должны задать себе три вопроса, которые позволят им оценить, насколько они чувствительны к своему и чужому эмоциональному состоянию и осознают ли вообще его значение. 1) Встречались ли вам менеджеры с очень низким EQ, то есть люди в состоянии депрессии? Какие у вас впечатления от совместной работы с ними? 2) Встречались ли вам менеджеры с таким высоким EQ, что они заряжали энтузиазмом всех вокруг? Вам было с ними интересно? А может, они вас утомляли? Пугали? 3) Были ли у вас подчиненные, недовольные жизнью, но не желавшие об этом говорить? Пытались ли вы им помочь? Вам было легко или трудно?

Контроль над эмоциями

Сегодня руководители уже не могут позволить себе, как раньше, игнорировать эмоции или недооценивать их важность. Они должны «настраивать» себя на восприятие не только собственных чувств, но и чувств своих сотрудников. Ведь, выражая эмоции, мы рассказываем окружающим о самом главном: о том, довольны ли мы жизнью или хотим изменить ее. А прислушиваясь к чувствам других, мы приоткрываем завесу над их стремлениями и побуждениями. Чтобы поставить эмоции — свои и окружающих — на службу корпоративным целям, руководителям следует придерживаться некоторых рекомендаций.

Осознать себя — научиться интерпретировать собственные эмоции. Нередко люди испытывают сильные чувства и не могут понять — почему? Они даже обращаются к друзьям за помощью в дешифровке собственных эмоций! Чтобы понимать свои чувства и извлекать из них максимальную пользу, надо знать себя, свои приоритеты и ценности. И наоборот, если мы внимательно прислушаемся к своим эмоциям, то наверняка докопаемся до того, что для нас действительно значимо: чем сильнее чувства, тем больше вероятность, что их вызвало важное для нас событие.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте