Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хорошие лидеры не боятся быть эмоциональными

Дуг Сандхейм
Фото: Nik / Unsplash

В наше время многое из того, что произносится в мире бизнеса, услащается, приукрашивается и полируется. Люди тщательно «изготавливают» свои реплики так, чтобы они прозвучали с нужной интонацией. Искренние эмоции представляют собой нечто кардинально противоположное. Это реальный человек, делящийся своими настоящими чувствами. Когда мы слышим его, с нами что-то происходит: во-первых, потому что это редкость, а во-вторых, — потому что это настоящее. Иногда это создает неудобные и немного неприятные ситуации. Но именно поэтому искренность обладает такой силой. Никто не пытается ничего скрывать. Мы прячем свои эмоции, пытаясь сохранить контроль над собой и обстоятельствами, чтобы выглядеть сильными или чтобы сохранять дистанцию. Но в действительности такое поведение только ослабляет наш контроль над реальностью и уменьшает нашу способность к лидерству — потому что мы как будто сами ставим себе подножку. В итоге мы не говорим то, что думаем, и не думаем того, что говорим. Мы ходим вокруг да около, что никогда не помогает эффективно устанавливать связи, общаться и стимулировать других к действию.

Конечно, чрезмерная эмоциональность в бизнесе может создавать проблемы. Она препятствует объективному анализу, срывает переговоры и ведет к необдуманным решениям. Но почти за два десятилетия работы с лидерами я понял, что демонстрировать слишком много эмоций — гораздо менее опасно, чем делать противоположное: показывать их слишком мало.

Эмоции — это необходимая составляющая всего, чем должны заниматься лидеры: завоевывать доверие, укреплять отношения, формировать видение, концентрировать энергию, управлять людьми, находить компромиссы, принимать трудные решения и извлекать полезные уроки из неудач. Без искренних эмоций все это будет всегда заканчиваться ничем. Вам нужны эмоции на фронтальном уровне — чтобы устанавливать приоритеты; и вам нужны эмоции в обратной связи — чтобы мотивировать и вдохновлять. За последние семнадцать лет своей работы с руководящими командами я собрал огромное количество примеров того, как лидеры не боятся проявлять эмоции — и добиваются успеха. Вот несколько из них:

«Я просто в бешенстве из-за того, что мне пришлось потратить три часа на решение проблемы, которую вы создали, — проблемы, которую вы должны были решить. Больше никогда не ставьте меня в такое положение». Джоан, партнер в консалтинговой фирме, ненавидела конфликты, и от нее редко можно было услышать что-то подобное. Обычно она просто закатывала рукава и сама занималась решением проблемы, даже если не имела отношения к ее возникновению. Но потом она получила повышение и стала главой юго-восточного региона. Появилось слишком много проблем для того, чтобы она могла сама решать их все. Ее эмоциональный взрыв и тот разговор, который последовал за ним, были тактикой выживания, но благодаря ей Джоан удалось донести свою позицию до партнера, ответственного за работу офиса в Атланте. Не допускайте того, чтобы эта проблема кадровой комплектации случилась еще раз, а если она все же возникнет — решите ее самостоятельно, не дожидаясь, пока она приземлится ко мне на стол. Такое агрессивное поведение было крайне нетипично для Джоан, но это было именно то, чего требовала сложившаяся ситуация. Это произошло два года назад, и с тех пор подобных проблем больше не возникало.

«Я думаю, что большинство идей из этого списка — полная чушь, но вот эта, и вправду, замечательная. Давайте займемся ею». У Джейми, генерального директора биотехнологической компании, была репутация человека, который искусно лавирует на тонкой грани между стимулированием членов команды и их оскорблением. Он говорил резко и следовал своей интуиции. Хотя время от времени его поведение приводило к неприятным эпизодам, оно никогда не было совсем уж вопиющим. И, на самом деле, его подход оказывал глубокое положительное влияние на организацию. Каждый точно знал, что происходит, и какая у него ситуация в отношениях с Джейми. Каждый был уверен, что генеральный директор действительно имеет в виду то, что говорит. Когда он преисполнялся энтузиазма по поводу той или иной идеи, он добивался ее реализации, независимо от обстоятельств. Его энергия и эмоциональность способствовали инновациям и достижениям на всех уровнях работы его компании.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте