Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Может ли преуспеть приятный человек?

Арт Маркман
Фото: chaitanya pillala / Unsplash

После публикации книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект» 20 лет назад все осознали важность социальных и эмоциональных факторов рабочего места, однако в популярных сериалах и фильмах мы такого понимания не видим. «Безумцы», «Уолл-стрит» и т. д. внушают лишь мысль о выживании сильнейшего.

Но теория эмоционального интеллекта призывает успешного человека быть еще и приличным. Ну, допустим, какой-то социальный капитал порядочный и приятный человек наживет — но окупается ли это материально?

Вопрос в том, насколько вы уступчивы. Тимоти Джадж, Бет Ливингстон и Чарлис Хёрст исследовали эту черту характера (статья опубликована в The Journal of Personality and Social Psychology). Традиционная классификация определяет уступчивость как сочетание двух черт: 1) в какой степени вы цените добрые отношения и 2) в какой мере вы готовы критиковать других.

Сопоставляя эти данные с данными по зарплате, исследователи убедились, что самые уступчивые мужчины получают заметно меньше тех, кто не столь «приятен». В разных замерах разница составляла до $10 тыс. в год. А вот на женщинах это свойство почти не сказывается: разница в заработке между самыми уступчивыми и самыми неуступчивыми представительницами прекрасного пола подчас даже не подтверждается статистически.

Итак, почему результаты у мужчин и женщин отличаются? И почему «хорошие парни» оказались в «зарплатной яме»?

Существует стереотип: лидер принимает решение, не обращая внимания на мнение других людей. Действительно, когда в заключительном исследовании для вышеупомянутой статьи участников попросили оценить кандидатов в руководители, наименьшее число голосов получили приятные и уступчивые.

Чтобы понять, почему хорошие парни (а порой и добрые леди) не преуспевают, присмотримся к двум сторонам уступчивости. На первом месте у «приятного человека» — нежелание ссориться. А для успешного продвижения порой требуется и жесткость. Хороший лидер обязан говорить людям и то, чего им не хочется слышать. И если вы хотите стать первым кандидатом на повышение, то будьте честны: кого-то придется отпихнуть.

Для карьерного успеха необходимо также и умение критиковать. Некоторые руководители склонны окружать себя послушными соглашателями, но большинство предпочитает коллег, которые обнаружат недостатки в плане прежде, чем вредный документ будет внедрен. Такую критику можно получить лишь от не слишком уступчивых людей.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте