Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Негативные эмоции могут заразить всю команду
Тони ШварцМы наняли нового топ-менеджера. Вскоре он столкнулся с проблемами, которыми он поделился со мной — по его словам, ему очень нравилось здесь работать, и критиковал он подчиненных ради благополучия всей компании. Отчитывался он непосредственно мне, и поначалу я с уважением относился к его позиции.
Сперва речь шла о мелочах — о том, что кто-то перерасходовал бюджет, отведенный на конкретный проект. Потом он сообщил о паре сотрудников, вечно опаздывающих на работу. Далее спросил, в самом ли деле нам требуется на такой-то должности человек с высоким окладом и не лучше ли поручить эту работу кому-нибудь пониже рангом и сэкономить деньги.
Со временем он стал предупреждать меня о том, как злоупотребляют моей добротой. Мол, люди хорошего отношения не ценят. Жестче надо быть.
Тут уж я забеспокоился, меня стали одолевать подозрения, и коллеги явно тоже напряглись. Та живая творческая атмосфера, которая на протяжении многих лет отличала нашу компанию — даже в трудные времена — вдруг нарушилась.
И наконец, одна сотрудница пришла ко мне и сказала, что новый начальник непрерывно обращается к ней с жалобами, причем необоснованно. Я стал разбираться и выяснил, что подобным образом он общался почти со всеми, превращая каждого в доверенное лицо, в разговоре с которым поливал грязью всех прочих.
Я был изумлен и рассержен. Моя главная обязанность в компании — вдохновлять других. И я допустил, что я подвергся чужому деструктивному влиянию, и бессознательно передавал его другим.
Читайте материал по теме: Признаки того, что вам недостает эмоционального интеллекта
Лидер на то и лидер, что его настроение передается подчиненным. Этот менеджер заразил меня своим негативом, и уже от меня он передался остальным членам коллектива, потому что я — глава компании.
Эмоции заразительны. Негативные эмоции распространялись, пожирая энергию нашей команды и всей организации.