Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мягкая сила: что поможет молодым сотрудникам сделать головокружительную карьеру

Джеймс Рунд
hbr.org

На заре карьеры — будь то в банковском деле, юриспруденции, консалтинге или бухгалтерском учете — вы обнаружите, что все ваши коллеги не менее умны и трудолюбивы, чем вы, и поймете, что для профессионального успеха нужно что-то еще. За сорок лет работы в банке я узнал, что решающим фактором для профессионального роста является эмоциональный интеллект (EQ). Без него вы, скорее всего, станете самым хорошо скрываемым секретом своей компании — сотрудником, которого никто не замечает, не ценит, не продвигает по службе, а часто и не удостаивает адекватного вознаграждения. Но развивать эмоциональный интеллект нужно как выпускнику вуза, лишь начинающему свой путь, так и видавшему виду ветерану.

Эмоциональный интеллект — это способность отслеживать собственные чувства и эмоции окружающих, понимать несхожесть между разными оттенками чувств и классифицировать их, а также руководствоваться этой информацией в мыслях и поведении. Согласно исследованию American Express 2013 года, коэффициент эмоционального интеллекта — один из самых точных способов предсказать эффективность работников и лучшее подспорье в лидерстве и профессиональном мастерстве. Как писал Дэниел Гоулман в Harvard Business Review в 1998 году, «без него человек может обладать лучшей в мире подготовкой, острым аналитическим умом и неистощимым запасом идей, но все равно из него не получится выдающегося лидера».

Сегодня эмоциональный интеллект значит еще больше, чем тогда. Глобальный бизнес требует более тесной межотраслевой коммуникации, а появление больших данных привело к тому, что клиенты больше ценят личный подход и целостность.

Чтобы повышать свой эмоциональный интеллект, прежде всего нужно знать, что это такое. EQ — это больше, чем харизма или черты характера. Он проявляется в адаптивности, умении работать в команде и эмпатии — и выражается через умение слушать, оставаться спокойным и стойким перед лицом трудностей, ценить коллег и помогать им, а также общаться и сопереживать клиентам. Я обнаружил, что в рабочем контексте речь идет о ваших отношениях:

• С самим собой (самосознание/адаптивность)

• С коллегами (сотрудничество/работа в команде)

• С клиентами (эмпатия)

Самосознание/адаптивность

Самосознание — способность отдавать себе отчет в своих сильных и слабых сторонах и осознавать свои эмоции и их влияние на мысли и поведение. Самосознание — критический компонент эмоционального интеллекта, поскольку именно оно помогает вам приспосабливаться к череде разных руководителей, коллег, клиентов, рабочих стилей и характеров, которые встретятся вам на протяжении вашей карьеры.

По мере того, как вы будете взбираться по корпоративной лестнице, вам также нужно будет приспосабливаться к разным ролям и обязанностям. То, что сделало вас хорошим профессором, не поможет быть прекрасным продюсером. Поэтому для достижения успеха вам нужно самосознание, гибкость и открытость к новым идеям, проектам и людям. Это поможет расширить знания и связи, и вы будете более подготовлены к будущим обязанностям — например, привлечению нового бизнеса.

Лучшее, что вы можете сделать в начале карьеры, — это поставить во главу угла адаптивность. Попросите своего менеджера и группу поддержки давать вам обратную связь: насколько вы понимаете самого себя и умеете приспосабливаться к переменам. Читайте книги, которые помогут вам повысить свое самосознание — например, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги и «Мудрость толпы» Джеймса Шуровьески.

Навыки сотрудничества

В сфере профессиональных услуг исключительно важно умение найти общий язык с коллегами, поскольку львиная доля работы выполняется в команде. Эта отрасль становится все более коллегиальной, ведь теперь ваша команда разбросана по всему миру и по разным сферам деятельности, а само рабочее место становится все более виртуальным. Команды стали больше — они состоят из сотрудников разных функциональных подразделений и отраслей, которые пытаются решить все более сложные проблемы клиентов.

Сегодня, чтобы преуспеть в компании, оказывающей профессиональные услуги, вы должны уметь эффективно работать вместе с коллегами на благо всей команды. Оценка проделанной работы будет сосредоточена на вашем вкладе в успех команды и всей фирмы, а не на индивидуальном успехе. Я был свидетелем того, как людей наказывали за поведение в стиле «одинокого волка» — когда человек не был командным игроком в работе с клиентами и поиске необходимых решений. Членам одного коллектива следует ценить сильные стороны и точку зрения друг друга.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте