Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Токсичное дело: как выжить, помогая коллегам

Кира Скабрам , Сандра Робинсон

Дивани (имя изменено) работает старшим аналитиком в крупной телекоммуникационной компании. Она с гордостью называет себя «утешительной жилеткой» своего отдела: «Я всегда была человеком, к которому все обращаются за поддержкой... Я умею и люблю слушать людей, мне нравится им помогать». Но за год до нашего разговора в ее компании начались серьезные перемены. «Тогда столько всего навалилось, — признается она, — и в то же время люди продолжали приходить ко мне за советом, пониманием, сочувствием. Пришлось нелегко: я была завалена работой, но понимала, что не могу оставить в беде сослуживцев. Я погрузилась с головой в стресс и уже была близка к выгоранию». Дивани вспоминает, как тоскливо ей было воскресными вечерами, как она становилась все раздражительней и циничней, как она мучилась бессонницей, пытаясь отогнать тревожные мысли. Она вновь начала курить после четырехлетнего перерыва и стала пропускать занятия по фитнесу.

Дивани относится к тому типу людей, которых Питер Фрост и одна из нас (Сандра) называют «специалистами по токсичности». Эти самоотверженные личности добровольно взваливают на свои плечи печаль, раздражение, горечь и гнев окружающих, пожалуй, в не меньшей степени, чем радость и успех. Таких людей можно найти на всех уровнях организации, нередко на должностях, охватывающих широкий круг людей из разных команд. Стоит отметить, что при этом они далеко не всегда занимают руководящие должности. Но роль «специалиста по токсичности» не менее трудна и значима, даже если его усилия часто остаются незамеченными. Они помогают сохранять позитивную атмосферу и поддерживать продуктивность в компаниях, несмотря на все разногласия и конфликты, неизбежно возникающие в коллективах. В зависимости от обстоятельств эти сотрудники могут выступать хранителями чужих тайн и советниками в межличностных отношениях, находясь за кулисами, стараясь предотвратить душевную боль и направляя в конструктивное русло отрицательные суждения. Таким образом они разряжают негативную атмосферу в организации, что позволяет сотрудникам сосредотачиваться на своей основной работе.

Это нелегкое дело, и, как показало исследование Питера Фроста и Сандры Робинсон, в котором приняли участие более 70 таких специалистов (или их менеджеров), люди, которые этим занимаются, как правило, подвергают себя чрезмерному стрессу и напряжению. Это, в свою очередь, не может не сказываться на их здоровье и карьере и, главное, часто приводит к тому, что они постепенно утрачивают способность помогать людям, о чем впоследствии сильно переживают.

Но если такие сотрудники в полной мере осознают всю значимость и тяжесть своей роли, они смогут увидеть свои эмоциональные навыки в совершенно новом свете. Это позволит им уловить признаки нарастающего переутомления, которое можно предотвратить.

Чтобы узнать, относитесь ли вы к числу таких людей, ответьте на следующие вопросы:

1. Можно ли назвать перемены, нестабильность и подковерную борьбу характерными чертами вашей компании?

2. Подразумевает ли ваша должность взаимодействие с людьми из разных частей организации, находящимися на разных ее уровнях?

3. Часто ли вы даете советы коллегам по работе?

4. Рассказывают ли вам сотрудники о своих переживаниях, секретах и проблемах?

5. Сложно ли вам отказать коллеге, особенно если он нуждается в вашей помощи?

6. Участвуете ли вы в процессе принятия решений, стараясь защитить людей, используя свое влияние и авторитет в организации?

7. Часто ли вы выступаете посредником между лицами, создающими негативную атмосферу в коллективе, и всеми остальными сотрудниками?

8. Считаете ли вы себя человеком, готовым постоять за тех, кому нужна ваша поддержка?

9. Относите ли вы себя к тем, кто дает советы, посредникам или примирителям?

Если вы положительно ответили хотя бы на четыре вопроса, то, судя по всему, вы действительно достойны звания «специалиста по токсичности». Прежде, чем вы начнете паниковать, попробуем разобраться во всех плюсах и минусах этой роли. К ее несомненным достоинствам можно отнести то, что вы обладаете весьма ценными эмоциональными качествами, например, вы умеете слушать людей и сопереживать им. Они приходят к вам за советом, не боясь, что вы нагрузите их новыми проблемами. Они ценят вашу заботу и поддержку. Кроме того, ваше положение имеет стратегическую значимость с точки зрения самой организации, ведь именно вашими стараниями снижается накал страстей и сохраняется рабочий настрой в коллективе.

Если же говорить о негативной стороне этого вопроса, то нужно признать, что вы наверняка взваливаете на себя гораздо больше работы, чем вам предписано по должности. Более того, будучи в некотором роде безвестным героем, за все свои труды вы едва ли удостоитесь хоть какого-то вознаграждения. Итак, вы выслушиваете людей, вникаете в суть их проблем и порой, стараясь их защитить, дергаете за нужные ниточки за кулисами офисной жизни. Все это, несомненно, отнимает кучу времени и отвлекает вас от вашей основной работы. Но дело даже не в этом. Главное в том, что роль утешителя и советчика требует огромных эмоциональных затрат. К тому же, не являясь профессиональным психологом, вы непроизвольно пропускаете весь негатив через себя, и это постепенно начинает сказываться на вашем собственном состоянии. Результаты проведенного Сандрой исследования свидетельствуют о том, что специалисты по токсичности действительно склонны перенимать чужие эмоции, но при этом они не имеют возможности от них избавиться. Если вы привыкли помогать другим людям, то маловероятно, что вы сами обратитесь к кому-либо за психологической поддержкой. И, наконец, эта роль может стать неотъемлемой частью вашей самоидентификации — той стороной вашей личности, которая приносит вам удовлетворение и вызывает вашу гордость. В этом случае вам будет очень нелегко от нее отступиться.

В качестве примера рассмотрим случай Шенг Ли (имя изменено). Его начальник имел безупречную репутацию, считался звездой компании, но при этом создавал в коллективе нервозную обстановку. Руководитель не тратил время на налаживание отношений с членами команды, а младших сотрудников и вовсе игнорировал. Вдобавок он был одержим высокими показателями и ставил перед людьми недостижимые цели. «Я изо всех сил старался защитить участников своей команды, как-то их подбодрить, помочь им сфокусироваться на выполнении поставленных целей и отвлечь их от того напряжения, которое постоянно создавал наш руководитель. По сути, это стало моей основной задачей, — рассказывает Шенг Ли. — Я тратил уйму времени, изобретая различные формулировки в попытках убедить босса пересмотреть свои решения и избежать тех последствий, к которым они неизбежно приводили. Когда мы в очередной раз не выполняли поставленных целей, я выступал своего рода переговорщиком между ним и нашей командой. Меня не покидало чувство, что все мои усилия были напрасны. Я даже не был уверен, что хоть как-то защищаю коллег от того негатива, который он вызывал. Я плохо спал, потерял в весе, меня одолевали постоянные болезни. Не знаю уж, была ли причиной эта ситуация, в которой мы оказались, знаю одно — мне было очень тяжело. Я просто не мог ни о чем другом думать».

Если истории Дивани и Шенг Ли вам до боли знакомы, скорее всего, у вас возникнет вопрос —как продолжить помогать своим коллегам (и организации в целом), но при этом уберечь себя от отрицательных последствий?

Первым делом следует определить, действительно ли эта роль оказывает негативное влияние на вашу жизнь. Некоторые спокойно переносят трудности, которые подкашивают других. Вы должны понять, где проходит эта черта в вашем конкретном случае. Следите за признаками перенапряжения и стресса — такими, как бессонница, головная боль, учащенное сердцебиение, частые болезни. Не стали ли вы чаще обычного раздражаться или терять концентрацию? Иногда эти симптомы проявляются постепенно, поэтому имеет смысл поинтересоваться мнением окружающих — возможно, они заметили изменения, на которые вы не обратили внимания. Разумеется, если вы не чувствуете стресса, то и менять ничего не надо, но все же стоит помнить о том, что подобный риск существует. Проблемы «борьбы с токсичностью» требуют решения только в том случае, когда они действительно наносят вам вред.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте