Лидеры

«Если вы собрались сделать что-то необычное, над вами будут издеваться»

Фото: Максим Стулов / «Ведомости»

От редакции. Бизнесмена и основного владельца группы ЧТПЗ Андрея Комарова (№121 в списке богатейших россиян по версии Forbes, состояние $900 млн) часто называют белым металлургом. О том, как появилась белая металлургия и что нужно предпринимать, если никто не верит в то, что вы делаете, Комаров рассказал в своем выступлении на форуме «Атланты». Мы публикуем самые яркие фрагменты этого выступления.

Есть ли в зале люди, которые в своей жизни делали что-то такое, что никто до них не догадывался сделать, никто до них в мире этого не придумывал? Есть ли те, кто это сделал и у них получилось? (Считает) Один, два, три, четыре. Четыре человека. Может быть, то, что я буду говорить дальше, в наибольшей степени будет понятно этим четырем людям, но я постараюсь рассказать для всех.

Это было в 2010 году. Я сидел на совещании, и мои подчиненные рассказывали мне о том, как мы в Челябинске завершали строительство цеха по производству труб большого диаметра. Это был глобальный проект для нашей компании. Они говорили о сложностях, о том, как нам удалось пройти сквозь кризис 2008 года, как удалось побороться с банками по дороге, как удалось все это преодолеть. И вот, рассказывали они мне, этот цех будет называться «Цех №3». Вот я сижу их, слушаю и думаю: «Мы потратили почти $1 млрд — и «Цех №3». Это же ни о чем вообще! Ничего не откликается у нормального человека на «Цех №3». Я испытал внутренний протест и сопротивление, когда это все слушал, и понял, что никогда этого не будет. Ну как это? Мы столько любви и сил потратили для того, чтобы сделать и построить все это, чтобы в конце получить «Цех №3»? Мы долго думали над названием. Нам казалось, что название должно быть очень сильным, стимулирующим, должно отражать наши затраты на этот прорыв. Нам пришло в голову назвать этот цех «Высотой 239». Это физическая точка, на которой находится это производство. Все наши конкуренты находились ниже, самый высокий — на высоте 170 метров. Таким образом, нам хотелось подчеркнуть доминирование своего проекта над всеми существующими в мире проектами на эту тему.

Разумеется, мы все в мире изучили, проехали все ошибки конкурентов и поняли, что просто так купить за миллиард оборудование, поставить его у себя, смонтировать и запустить для глобальной конкуренции недостаточно. К тому времени в нашей компании уже были изучены и бережливое японское производство, и разные другие производственные системы, и что только мы не изучали. Но было абсолютно понятно, что мы должны придумать что-то свое, что отражает наше отношение к этой глобальной конкуренции, что может перевернуть всю ситуацию в компании, чтобы мы могли потом с этой высокотехнологичной продукцией выйти на рынок и победить.

Родилось понятие «белая металлургия». Это была философия преображения. Преображения чего? Что мы хотели преображать? Производственную среду, технологическое пространство, социум и саму личность. Безусловно, нам нужно было измениться внутренне, и нужно было изменить самих себя помимо того оборудования и тех технологических возможностей, которые были приобретены нами за деньги, чтобы конкурировать со всеми теми поставщиками, которые в тот момент доминировали.

Банки говорили: «Это чушь, надо все прекратить, это избыточно». Многие, кто посещал нас в тот момент, считали, что это никому не нужная показуха и что мы хотим просто каким-то образом странно выделиться. Многие сотрудники, которые работали на этом производстве, особенно те, кто был старше 40 лет, через какое-то время уволились, сказав, что они не хотят участвовать в этой трансформации. Царила атмосфера сомнения. На меня странно поглядывали моя команда, сотрудники, банки, внешние контрагенты. Может быть, в тот момент я один только в компании считал, что мы делаем все правильно и что, изменяясь таким образом, называя себя работниками белой металлургии, делая что-то новое и двигаясь дальше, мы победим. Разумеется, мы не могли оставить это явление внутри компании. Мы его презентовали партнерам, коллегам, потребителям, регионам и всем, кому могли. И, как традиционно у нас водится, здесь немедленно начались издевательства над нами, смешки, советы как-то это быстро прекратить, пока никто не увидел.

Я ловил на себе такие сожалеющие взгляды, мол, делали-делали и вот такое сделали. В общем, все это довольно долго продолжалось, пока на открытие этого производства не приехал главный в нашей стране специалист по белой металлургии. Его зовут Владимир Владимирович. Он произвел открытие предприятия, прошелся и потом публично похвалил. И прямо в эту же секунду я заметил, как белая металлургия понеслась по нашей стране. Развитие ее стало незыблемым и те скептики, которые еще буквально четыре часа назад сомневались, существует ли она, сразу же почему-то поверили в ее рождение. После этого, безусловно, были победы на тендерах, российских и международных. Были большие проекты, в которых мы участвовали. Несколько международных архитектурных премий за производственный дизайн. За восемь лет к нам выстроились большие очереди молодежи, которая хочет у нас работать. Вдумайтесь, за восемь лет наши объекты белой металлургии посетило 100 тысяч человек, просто людей, которые приезжали к нам в город и почему-то сами решили посмотреть наши объекты.

Я считаю, что эта история демонстрирует одну простую интересную истину. Если вы собрались сделать что-то необычное, чего до вас не существовало, чего до вас никто не делал, поймите и будьте готовы к тому, что над вами будут издеваться, смеяться, вам будут советовать перестать это делать и вообще поначалу будут вас сторониться. Для того чтобы все это преодолеть, вам нужно накопить энергию для сопротивления.

Безусловно, каждый из нас имеет опыт сопротивления. У меня это началось не в 2010 году и не после того, как мы запустили «Высоту 239» и белую металлургию. Началось это все в детстве, как и у всех, наверное.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте