Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Научитесь повадкам лидера
Робин Абрамсон , Рэндалл Стутман , Сюзанна ПитерсонМало что так расстраивает талантливых профессионалов, как остановка карьерного роста из-за отсутствия лидерской хватки.
Начальство в таких случаях обычно чувствует, что человеку чего-то недостает, но не может указать, что именно надо исправить. Специалисту говорят «У вас не тот характер» или «Заработайте авторитет», но не предлагают конкретных рекомендаций или инструментов.
Притом — и это еще более прискорбно — не слишком подкованные сотрудники буквально взбегают по карьерной лестнице благодаря исключительно лидерской повадке. Отстаивая решения об их продвижении, руководители подчеркивают их отличные социальные навыки и называют этих людей «сильными», «уверенными в себе» и «динамичными».
И эти свойства действительно важны: правильная манера поведения повышает воспринимаемую компетентность лидера, а неправильная, напротив, затмевает даже лучшие рабочие навыки. Как же начинающему руководителю отточить свой стиль?
ИДЕЯ КОРОТКО
ПроблемаРуководители часто понимают, что сотруднику недостает чего-то, но не могут дать конкретный совет. Вместо этого люди слышат «У вас не тот характер» или «Заработайте авторитет».
Исследование
Речь в подобных случаях идет о стиле лидерства. В каждой ситуации общения мы подаем окружающим сигналы о своих полномочиях и статусе.Чем последовательнее наши сигналы, тем отчетливее наш стиль.
Подход
Наше практическое руководство по стилям поведения поможет развить динамичную и эффективную манеру управлять людьми, учтя такие аспекты, как громкость и темп речи, ведение записей на совещаниях и даже перебивание говорящего.
Прежде всего важно осознать, что стиль — не то же, что характер. Ваш характер неизменен и определяется личностью. Стиль же определяется тем, чтó, когда и как вы делаете. Более 30 лет назад социолингвист Говард Джайлз и его коллеги выявили набор поведенческих шаблонов (социальных маркеров), при помощи которых мы выражаем себя и судим о других. Это своеобразный язык, который мы постигаем в детстве, замечая, что люди ведут себя по-разному в зависимости от положения в обществе. Скажем, старший брат рявкал на вас, отнимая пульт от телевизора, но заискивал перед родителями, прося разрешения взять их машину. Социальные маркеры выражаются через язык, невербальное общение (мимику и жесты) или ситуативную расстановку (например, сидение во главе стола). От того, каким маркером вы пользуетесь, зависит восприятие вас окружающими.
Наши академические исследования и в совокупности 30 лет научной работы, включая общение с более чем 12 тыс. лидеров в рамках коучинга топ-менеджеров, позволили выявить, какие маркеры чаще всего применяются в рабочих условиях для обозначения статуса (см. врезку «Разбираемся в маркерах лидерства»). Все вместе они и есть стиль лидерства.
Сигналы, посылаемые нами окружающим о своем статусе (или отсутствии такового), делятся на две категории: власть и расположение. Никакая комбинация маркеров сама по себе не хороша и не плоха. Маркеры власти выражают уверенность, компетентность, харизму и авторитет — но также и высокомерие, жесткость и доминирование. Например, такой человек часто перебивает собеседника или берет ручку с чужого стола, не спросив разрешения. Маркеры желания расположить к себе намекают на покладистость, открытость, дружелюбие и при этом робость, неуверенность в себе, безответность. Примером здесь может служить готовность придержать дверь для идущего следом или меньше говорить и больше слушать. Люди с властным стилем руководства зачастую считают коллег с располагающим стилем слабаками, а те их — хамами.
Чем последовательнее мы выражаем себя через одни и те же маркеры, тем четче становится наш стиль. Скажем, если коллега производит впечатление заносчивого, он наверняка регулярно задействует некий узкий набор властных приемов. Если менеджер говорит о сотруднице, что та «не может поставить себя среди коллег», это с большой вероятностью означает, что она использует слишком много маркеров дружеского расположения — например, никогда не высказывает особого мнения публично или говорит так тихо, что приходится просить повторить. Стоит вам скорректировать частотность или сочетание маркеров, как впечатление окружающих изменится.