Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Научитесь повадкам лидера

Робин Абрамсон , Рэндалл Стутман , Сюзанна Питерсон
Фото: Julia Marie Werner

Мало что так расстраивает талантливых профессионалов, как остановка карьерного роста из-за отсутствия лидерской хватки.

Начальство в таких случаях обычно чувствует, что человеку чего-то недостает, но не может указать, что именно надо исправить. Специалисту говорят «У вас не тот характер» или «Заработайте авторитет», но не предлагают конкретных рекомендаций или инструментов.

Притом — и это еще более прискорбно — не слишком подкованные сотрудники буквально взбегают по карьерной лестнице благодаря исключительно лидерской повадке. Отстаивая решения об их продвижении, руководители подчеркивают их отличные социальные навыки и называют этих людей «сильными», «уверенными в себе» и «динамичными».

И эти свойства действительно важны: правильная манера поведения повышает воспринимаемую компетентность лидера, а неправильная, напротив, затмевает даже лучшие рабочие навыки. Как же начинающему руководителю отточить свой стиль?

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема
Руководители часто понимают, что сотруднику недостает чего-то, но не могут дать конкретный совет. Вместо этого люди слышат «У вас не тот характер» или «Заработайте авторитет».
Исследование
Речь в подобных случаях идет о стиле лидерства. В каждой ситуации общения мы подаем окружающим сигналы о своих полномочиях и статусе.Чем последовательнее наши сигналы, тем отчетливее наш стиль.
Подход
Наше практическое руководство по стилям поведения поможет развить динамичную и эффективную манеру управлять людьми, учтя такие аспекты, как громкость и темп речи, ведение записей на совещаниях и даже перебивание говорящего.

Прежде всего важно осознать, что стиль — не то же, что характер. Ваш характер неизменен и определяется личностью. Стиль же определяется тем, чтó, когда и как вы делаете. Более 30 лет назад социолингвист Говард Джайлз и его коллеги выявили набор поведенческих шаблонов (социальных маркеров), при помощи которых мы выражаем себя и судим о других. Это своеобразный язык, который мы постигаем в детстве, замечая, что люди ведут себя по-разному в зависимости от положения в обществе. Скажем, старший брат рявкал на вас, отнимая пульт от телевизора, но заискивал перед родителями, прося разрешения взять их машину. Социальные маркеры выражаются через язык, невербальное общение (мимику и жесты) или ситуативную расстановку (например, сидение во главе стола). От того, каким маркером вы пользуетесь, зависит восприятие вас окружающими.

Наши академические исследования и в совокупности 30 лет научной работы, включая общение с более чем 12 тыс. лидеров в рамках коучинга топ-менеджеров, позволили выявить, какие маркеры чаще всего применяются в рабочих условиях для обозначения статуса (см. врезку «Разбираемся в маркерах лидерства»). Все вместе они и есть стиль лидерства.

Сигналы, посылаемые нами окружающим о своем статусе (или отсутствии такового), делятся на две категории: власть и расположение. Никакая комбинация маркеров сама по себе не хороша и не плоха. Маркеры власти выражают уверенность, компетентность, харизму и авторитет — но также и высокомерие, жесткость и доминирование. Например, такой человек часто перебивает собеседника или берет ручку с чужого стола, не спросив разрешения. Маркеры желания расположить к себе намекают на покладистость, открытость, дружелюбие и при этом робость, неуверенность в себе, безответность. Примером здесь может служить готовность придержать дверь для идущего следом или меньше говорить и больше слушать. Люди с властным стилем руководства зачастую считают коллег с располагающим стилем слабаками, а те их — хамами.

Чем последовательнее мы выражаем себя через одни и те же маркеры, тем четче становится наш стиль. Скажем, если коллега производит впечатление заносчивого, он наверняка регулярно задействует некий узкий набор властных приемов. Если менеджер говорит о сотруднице, что та «не может поставить себя среди коллег», это с большой вероятностью означает, что она использует слишком много маркеров дружеского расположения — например, никогда не высказывает особого мнения публично или говорит так тихо, что приходится просить повторить. Стоит вам скорректировать частотность или сочетание маркеров, как впечатление окружающих изменится.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте