Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как найти нужные слова во время кризиса

Кармин Галло
Иллюстрация: SimoulAlva

Когда в марте 2020 года губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо объявил, что все, кроме работников жизненно важных организаций, должны оставаться дома, чтобы замедлить распространение нового коронавируса, журналист спросил, почему он решил сделать распоряжение не покидать укрытие. Куомо поправил его: «Это не укрытие. Важно правильно подбирать слова, ведь людям страшно, они паникуют. Распоряжение не покидать укрытие сейчас дают при нападении стрелка или в случае стрельбы в школе. Мы воюем на двух фронтах, сражаясь одновременно с вирусом и со страхом. И действовать исходя из страха — опасно».

На протяжении всей истории человечества лидеры умели словом побуждать людей к действию. Многие экономисты и менеджеры считают, что риторика — это главный навык руководителя в современном мире, где на смену прямым указаниям приходит умение убеждать.

Куомо — мастер риторики. Его пресс-конференции показывают, насколько важен во время кризиса правильный выбор слов и насколько от этого зависит внимание и доверие аудитории. Руководители, которые во времена неопределенности стремятся стать маяками ясности и надежды для своих команд, могут последовать примеру Куомо и применить в своей речи несколько приемов.

Заменяйте длинные слова более короткими. В своей революционной книге «Думай медленно... решай быстро» лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман пишет: «Если вам важно казаться умным и достойным доверия, не используйте сложные слова в случаях, где достаточно простых». Эффективные лидеры говорят простым языком, а простой язык — это короткие слова.

Это правило особенно важно во время кризиса, когда людям еще сложнее сконцентрироваться, а уровень шума особенно высок. На людей со всех сторон валится информация, в том числе обманчивая или просто неправильная. Чем четче и короче ваши слова, тем вероятнее, что люди поймут ваши мысли и вы сможете убедить их делать то, что вам нужно.

В середине марта Куомо подписал приказ, перевернувший жизнь миллионов нью-йоркцев, и закрыл мировой финансовый центр. Было важно, чтобы все моментально поняли эту новость. Поэтому он написал в Twitter: «Оставайтесь дома. Остановите вирус. Спасите людей». Три короткие предложения всего на полсотни символов — но какой сильный и убедительный текст.

Если бы Куомо хотел, чтобы его речь звучала «профессионально», то мог бы написать что-нибудь такое: «Для сохранения здоровья и безопасности населения я настоящим приказываю всем жителям штата, не занимающим жизненно важные позиции на стратегических объектах инфраструктуры, оставаться по месту жительства, чтобы замедлить распространение коронавируса и свести к минимуму заболеваемость и смертность».

Сравните эти два сообщения. «Профессиональная» версия звучит непонятно и витиевато. Она полна канцеляризмов, которых эффективные коммуникаторы избегают. А в твите использованы простые, всем понятные слова и нет иностранных заимствований. (Так, в английском языке слова англосаксонского происхождения, в отличие от более поздних заимствований романского периода, чаще всего односложные, конкретные и понятные.)

Работая над своим следующим обращением, помните, что многие великие лидеры стремились использовать простые слова. Уинстон Черчилль однажды сказал: «Короткие слова, как правило, более древние. Их значение глубже укоренилось в национальном характере, и они имеют большую силу». В служебной заметке «Краткость» он призвал чиновников заменять длинные объемные фразы простыми разговорными словами и отметил, что краткость — это путь к ясности, а прямые фразы проще понять.

Ищите аналогии. Нейробиологи выяснили, что наш мозг ассоциирует все новое и неизвестное с чем-то знакомым. Увидев новую мысль, мы думаем не «Что это такое?», а «На что это похоже?»

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте