Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
«Детям нужны новинки»
Дэвид ЧемпионВ интервью HBR бывший гендиректор Lego Group Йорген Виг Кнудсторп (с 1 января 2017 года ушел в отставку с поста гендиректора и возглавил совет директоров компании LEGO Brand Group, которая занимается развитием бренда LEGO на новых рынках) рассказал о секретах любви покупателей, силе привычки и новых решениях, которые компания ежегодно представляет детям и их родителям.
HBR: Вы согласны, что любовь к продукции LEGO — вопрос привычки?
Кнудсторп: Я думаю, это нечто большее, чем привычка. 13 лет назад, когда я возглавил LEGO, группа была в кризисе. И клиенты писали мне: «Не закрывайтесь! Мир столько потеряет без LEGO!». Если клиент эмоционально привязан к марке, он готов на многое, чтобы заполучить ее, — и я полагаю, что такой выбор является осознанным. И выбор iPhone 7, за которым люди стояли днями и ночами, вряд ли автоматический.
Разумеется, не с каждым продуктом устанавливается эмоциональная связь. Авиалинии и отели вводят программы лояльности именно потому, что их сервисы редко создают душевную потребность. Вряд ли многие из нас назовут себя фанатами той или иной гостиничной сети. А вот при маркетинговом продвижении чего-то повседневного вроде Tide совершенно необходимо апеллировать к бессознательному: их мы выбираем автоматически.
Но такие продукты, как наш — игровые, детские, развивающие, люди покупают не просто из соображений удобства выбора. Здесь работает сознание: что важно для человека. Детям просто нравится играть в LEGO, но когда они вырастут, у них останется эта привязанность — и они передадут ее своим детям. Продавать LEGO намного проще тем, кто играл в него в детстве. Именно поэтому мы прилагаем особые усилия на развивающихся рынках: там формируется первое поколение потребителей.
В этой эмоциональной связи есть доля привычки?
Безусловно. Именно привыкая, мы строим отношения. Повторение в конце концов формирует ценности. Когда мы приучаем детей чистить зубы перед сном, сначала они противятся. Но через какое-то время им становится уже некомфортно ложиться, не почистив зубы. Наконец, они начинают осознавать чистку зубов как благо. То же и с брендом: если вы смогли превратить его в ценность, часть представления покупателей о себе — это мощнейшее конкурентное преимущество. Но все начинается с приучения людей к бренду.