Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

4 карьерные стратегии для женщин-руководителей

Кэтрин Хит

Офисная политика практически неизбежно приносит головную боль и фрустрацию женщинам-руководителям, которые обращаются к нам за обучением и коучингом. В 2013 году мы провели несколько интервью и опросили 270 менеджеров-женщин в организациях, входящих в рейтинг Fortune 500, чтобы узнать, что им нравится и не нравится в их компаниях. Политика — тот пункт, который почти непременно попадал в колонку «не нравится». Более того, представители обоих полов заявили, что женщины гораздо чаще начинают нервничать и испытывать неловкость на встречах при возникновении личных конфликтов и других политических проблем. Раз за разом в опросе всех заинтересованных сторон мы замечали, что женщины-руководители рассматривают политические маневры как особо сложную дилемму. С одной стороны, им неловко вести себя по принципу «ты — мне, я — тебе» и участвовать в подковерных интригах. С другой стороны, они признаются, что оставаться «над схваткой» практически невозможно.

С учетом всего этого я промониторила папки наших недавних клиенток в поиске четырех самых эффективных стратегий, которые помогают представительницам прекрасного пола, обратившимся к нам за коучингом, более разумно маневрировать в офисной политике.

Заведите себе «агента». На пятом году работы в крупной финансовой компании Гэйл заметила тревожную закономерность. Когда раздавали лучшие задания, ее регулярно обходили. Если верить менеджеру Гэйл, у нее была прекрасная репутация и ее работа считалась безупречной. В чем же тогда проблема? Она не умела так активно лоббировать свои интересы при раздаче заданий, как ее коллеги. Гэйл было неловко петь себе дифирамбы. Не желая терять время на превозношение самой себя, Гэйл пошла по пути, оказавшемуся для нее наиболее эффективным. Она нашла других людей, готовых лоббировать ее интересы.

Читайте материал по теме: Пол всё ещё имеет значение, хотя и не должен

Сотрудники любили и восхищались Гэйл — частично потому, что она хорошо работала, не ожидая похвалы от окружающих. Поэтому ей не составило особого труда найти несколько уважаемых коллег, готовых замолвить за нее словечко, когда на горизонте появится новое заманчивое задание. «Я чувствовала себя атлетом, поручившим свою карьеру спортивному агенту», — говорит Гэйл.

Такое лоббирование выгодно обеим сторонам. Человек, которого рекомендуют, получает прямую выгоду, не прибегая к наглому самопродвижению. «Агент» зарабатывает себе репутацию, поскольку выглядит альтруистом и дает хорошие советы. Разумеется, всем известно, что женщинам-руководителям важно уметь без обиняков заявлять о своих намерениях. Однако стратегия, которую избрала Гэйл, — верный и доступный каждому «обходной маневр».

Обойдите политику с помощью планирования. Одна из причин, по которой многие из нас так боятся подковерных игр, — это их непредсказуемость. Когда переплетаются различные характеры и интересы, можно ожидать чего угодно. Один наш знакомый топ-менеджер из энергетической отрасли избрал новый подход к политическому маневрированию, основанный на тщательном планировании. За много лет мы обучили этому многих женщин-руководителей. При подготовке самых важных встреч он разрабатывает стратегию действий с использованием различных сценариев.

Когда дело доходит до политики, в его компании без проблем не обходится, поскольку это транснациональная корпорация, где десятки менеджеров претендуют на ограниченные ресурсы и лоббируют интересы своих регионов. Чтобы не отставать от других игроков и быть во всеоружии при отстаивании собственных планов, наш управленец рисует схему потенциальных сценариев из трех колонок: персоналии, мотивации и непостоянные факторы.

Читайте материал по теме: Гендерная окраска бизнеса

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте