Лидеры

«Очень тяжело быть богатым, потому что твоя мотивация снижается»

Редакция «HBR — Россия»
Олег Яковлев

В Москве в рамках проекта Harvard Business Review – Россия «Люди, которые вдохновляют» состоялась встреча с главным тренером сборной Исландии по футболу Хеймиром Хадльгримссоном. Во время двухчасовой беседы с читателями журнала и блестящим интервьюером Юрием Дудем Хадльгримссон рассказал о своей удивительной биографии, секретах мотивации, страсти и вдохновении. Мы публикуем наиболее любопытные фрагменты встречи с исландским тренером.

У нас в Исландии живет не так уж много народу. Всего-то 300 c лишним тысяч человек… Между прочим, практически все, кто нас поддерживал во время Евро 2016, имели родственные или дружеские связи с кем-нибудь из сборной. Думаю, в этом и заключается секрет настолько невероятной поддержки, которую мы получили от зрителей.

Я живу не в Рейкьявике, а в небольшом городке на одном из островов архипелага. С него до нашей столицы можно долететь на самолете за 20 минут. Но рейсы только два раза в день, так что часто приходится плавать на пароме. Зимой это занимает три часа по воде и еще час на автобусе. Летом, когда открывается ближний порт, получается чуть быстрее: 40 минут на пароме, но потом еще примерно два часа на машине. Когда я пытаюсь объяснить, почему Исландия так страстно относится к футболу, я привожу в пример своего сына. Зимой он как раз плавает играть в футбол в Рейкьявик, даже в плохую погоду: три часа на пароме, час на автобусе, потом полтора часа тренировки, потом опять час на автобусе и три часа на пароме. Так вот и вырабатывается целеустремленность.

Я всегда говорю, что плохие люди в Исландии долго не протянут, потому что все жители хорошо знают друг друга. Ну, например, у нас в городке всего два полицейских. Это здорово, потому что дети могут спокойно играть на улице и ты не должен о них беспокоиться. Если ребенок вовремя не возвращается домой, например, к обеду, ты знаешь, что он где-то там с друзьями уже перекусил. Мы не закрываем входные двери и оставляем ключи в автомобиле. Если кому-нибудь понадобится мой автомобиль, он может им воспользоваться, а потом вернуть обратно. Я не шучу. Ну а куда ты уедешь с острова, если ты решил украсть автомобиль?

Когда я окончил колледж, в моей жизни случился неожиданный поворот. Поначалу я интересовался бизнесом, но вдруг решил получить профессию зубного врача. Я ничего об этом не знал, но мне казалось, что это очень здорово – быть дантистом. Это было довольно спонтанное решение, но я не жалею о нем. Поначалу было нелегко. На подготовку я потратил полгода. На первый курс поступило около 60 человек, а на второй брали только шестерых. Пришлось постараться, чтобы попасть в эту шестерку.

Мои мама и папа помогали мне оплачивать обучение профессии стоматолога. И папа, помню, уже тогда недоумевал, почему меня привлекает еще и футбол. Он говорил: «Да зачем тебе вообще нужен этот футбол? Брось ты. Проиграет команда – одно разочарование же от этого, будешь страдать, считать себя лузером. Не надо тебе, может, тренером быть, может, лучше просто дантистом?» И все складывалось в пользу того, что мне не нужно быть тренером. Появились хорошие пациенты, появилось много возможностей зарабатывать как стоматологу. Но я решил, что нужно выйти из этой зоны комфорта. Но да, я всегда могу вернуться и стать простым зубным врачом. Жизнь футбольного тренера ведь непредсказуема: сегодня ты здесь и все тебя любят, а завтра уже нет.

Стоматологическую практику я не закрывал, я до сих пор лечу зубы пациентам. Последний пациент у меня был за день до приезда в Москву. Футбольный тренер – это же обычный человек, у которого могут быть свои странности, верно? Кто-то играет в гольф три часа в неделю, у кого-то еще какие-то увлечения есть. Ну а я вырываю зубы и ставлю пломбы в свободное от футбола время. Почему бы и нет? Но когда мы готовились к Евро 2016, я ненадолго сделал перерыв. Вообще хороший стоматолог зарабатывает в Исландии примерно в два раза больше, чем главный тренер сборной по футболу.

Футбол всегда был моей страстью. Я сам играл в футбол, хотя и не был никогда выдающимися игроком. В национальную сборную меня как футболиста не взяли, но, по крайней мере, в высшей лиге я сыграл десять сезонов. После этого еще одной моей страстью стала тренерская работа. Пять лет я тренировал женский футбольный клуб, потом стал тренировать мужчин. И мне всегда это нравилось. Это ведь невероятно, когда ты можешь заниматься тем, что тебе нравится: ты даже не замечаешь, как рабочий день проходит.

Мне пришлось пройти путь от любителя до профессионального тренера. Очень здорово, что я смог воспользоваться помощью и опытом тренера Ларса Лагербека. Долгое время именно он возглавлял сборную Исландии, а я был его помощником. Ларс из Швеции. Когда он приехал тренировать нашу сборную, у него был план. Его суть такова: несмотря на то, что Исландия небольшая страна, вы должны много работать и добиться результата. Для Ларса, поскольку он швед, важно было иметь глаза и уши исландца. Я ими и был. А сам он больше занимался системными и организационными вопросами. Он смотрел на игроков, отмечал, что им нужно исправить, и постепенно создал ту сборную Исландии, которая у нас теперь есть.

Не думаю, что я стал героем после Евро 2016. Это ребята, которые играли на поле, стали героями. А я был только частью команды. После Евро 2016 я довольно странно ощущаю себя. Сейчас мы вновь готовимся, играем в отборочных матчах к чемпионату мира. Но я еще пока не до конца перестал думать о нашем выступлении во Франции, потому что уже несколько месяцев меня все время поздравляют и о нашем успехе продолжают говорить.

Забыть о том, что с нами произошло во Франции, невозможно, игрокам особенно трудно из-за этого, потому что им ведь все нужно начинать заново. У меня есть одна любимая фраза: успех – это не конечный пункт, успех – это продолжающееся движение в правильном направлении. И если мы по-настоящему успешны, мы должны дальше развиваться, не останавливаться на достигнутом. Это самая трудная задача. Мотивация сборной во Франции была мощнейшей, и очень трудно выйти на тот же самый уровень мотивации уже сейчас, во время первых отборочных игр к чемпионату мира.

Когда строишь и развиваешь команду, лучший способ сплотить всех вокруг одной идеи – быть честным и чувствовать других. Нельзя ведь довериться людям, которых ты не знаешь, поэтому игрокам нужно узнать тренера ближе, а тренеру нужно узнать игроков. Как это сделать? Нужно быть честным и открытым.

У нашего вратаря Ханесса Халльдоурссона довольно необычная история. Наверное, она могла произойти только в Исландии. Когда ему было 19 лет, он закончил играть в молодежной любительской команде и долго не мог найти клуб, где можно было бы продолжать. Ханесс пытался найти место в третьем дивизионе, но его не принимали. «У нас уже есть два вратаря, зачем нам еще ты?», -- говорили ему и отказывали. В любой другой стране такой человек бы приуныл, у него бы опустились руки, но Ханесс – особенный парень, очень целеустремленный. Он решил тренироваться и стать самым лучшим вратарем. И вот через 10 лет на Евро 2016 он им стал. Кстати, чуть позже одного футбола ему стало мало и он решил получить образование режиссера. Теперь он снимает фильмы и видеоролики, и у него это действительно здорово получается. Но на время чемпионата Европы он на несколько месяцев перестал заниматься съемками, как и я стоматологией. Тут все просто: если тебе нужно сконцентрироваться на чем-то одном, нужно отказаться от чего-то другого. Это вопрос баланса и управления временем.

Когда футболисту предлагают большие деньги, это очень серьезное испытание. Очень тяжело быть богатым, потому что твоя мотивация снижается. Но в Исландии с этим почти нет проблем, потому что исландский футбол – это любительский футбол. После Евро 2016 я не получал предложений от больших европейских клубов. Думаю, причина в том, что у меня подписан четырехлетний контракт со сборной Исландии и я хочу продолжать тренировать сборную и добиться с ней успеха и на чемпионате мира.

Я часто привожу в пример еще одного нашего футболиста Гильфи Сигурдссона. Он сам мотивирует себя с самого детства. Он всегда тренируется на 15-20 минут дольше, чем другие. Мы с Ларсом были вынуждены его иногда даже сдерживать. Мы говорили ему: «Слушай, хорош, нам завтра с голландцами играть, побереги силы». Но это его жизненная установка – всегда делать больше, чем другие, он так поступает уже 20 лет и, наверное, именно поэтому он и достиг большего, чем другие игроки.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте