Лидеры

«Нам удалось доказать, что архаичная государственная компания способна меняться»

Кирилл Седов / "Ведомости" , Олег Сальманов
Евгений Разумный

Дмитрий Страшнов прервал карьеру в бизнесе, взявшись за реформу «Почты России» – устаревшего и неэффективного госпредприятия. Задача сродни той, которую решает Герман Греф в Сбербанке. Но реформаторский стаж Грефа – 10 лет, Страшнова – четыре года. Он возглавил национальную почту на пике скандала: тогда в аэропорту «Шереметьево» скопилось 500 т посылок, международный почтовый обмен был в коллапсе. С тех пор международных отправлений стало больше в 10 раз с лишним, но крупных сбоев в их обработке не наблюдается.

Переустроить «Почту России» предполагалось без участия казенных денег, а чтобы предприятие могло самостоятельно заработать на реформу, решено было его акционировать. Закона об акционировании «Почта России» пока не дождалась, но уже в 2015 г. впервые получила настоящую, не обеспеченную поддержкой государства чистую прибыль.

Страшнов в интервью «Ведомостям» в 2014 г. свое назначение гендиректором ФГУП «Почта России» назвал «серьезным экспериментом руководства государства»: до этого он работал в крупных международных компаниях с совершенно другой корпоративной культурой. Расхождения топ-менеджера и государства в представлениях о корпоративной культуре проявились на четвертый год эксперимента. В конце прошлого года Генпрокуратура сообщила, что выявила факт незаконной выплаты вознаграждения Страшнову за 2014 г. в размере 95,4 млн руб. Топ-менеджер настаивает, что его вознаграждение было рассчитано по правилам, которые устанавливал не он сам, а правительство. Прокуратура направила материалы проверки в Следственный комитет, но решение по результатам доследственной проверки еще не принято. Страшнов комментирует ситуацию скупо и продолжает заниматься своим делом: «доставляет почту». В новом интервью «Ведомостям» он рассказал о зарплатах в компании, трансформации предприятия и планах выхода на международные рынки. Мы публикуем это интервью с незначительными сокращениями.

«Почта России» еще не отчиталась официально по итогам года, скажите о предварительных финансовых результатах. Мы прогнозируем рост выручки около 10% год к году. Чистая прибыль также должна подрасти и составить около 1,7 млрд руб. Точные результаты будут чуть позже, но у нас есть стопроцентная уверенность, что показатели по основным параметрам будут лучше, чем в предыдущем году. Хочу отметить, что это будет уже второй год, когда компания не получает государственных дотаций на покрытие убытков от предоставления социально значимых услуг.

Сегодня с развитием электронной коммерции самый большой потенциал роста у посылочного бизнеса.

Недавно отчитался о результатах «Почта банк». Как вы оцениваете его работу? «Почта банк» показал прекрасные результаты. Не прошло и года с его открытия, но мы уже видим операционную прибыль. Кроме того, в 2016 г. «Почта России» уже получила от банка 750 млн руб. в виде инфраструктурного платежа. Мы рассчитываем, что уже в следующем году он станет крупнейшим в России розничным банком по количеству точек обслуживания. Это еще раз подтверждает, что создание «Почта банка» вместе с партнерами, группой ВТБ, после почти 18 лет дискуссий на эту тему – правильный шаг и для компании, и для страны в целом.

Традиционные финансовые почтовые сервисы вы собираетесь в банк передавать? Они, безусловно, будут туда мигрировать, мы неизбежно двигаемся к безналичному обществу. Сегодня мы четко видим тенденцию по увеличению доли безналичных расчетов, да и «новые» пенсионеры предпочитают получать пенсию на банковские счета.

Закона все еще нет, но есть стратегия

В Московской области вы запустили пилотный проект по онлайн-доставке письменной корреспонденции. Какие результаты? Уже не только в Московской области, но с 2016 г. и в Москве для Центра организации дорожного движения, а с 2017 г. – в Ростовской области. Постепенно проект электронных заказных писем становится востребованным. Пока на него приходится до 1% от общего объема массовых рассылок, при этом мы надеемся, что в перспективе 5–7 лет электронные письма составят уже 50% от общего объема – в первую очередь речь идет об адресных рассылках извещений от госорганов населению. Зависеть это будет от того, как быстро государственные структуры будут переходить к работе в этом формате. Законодательных препятствий к этому уже нет, и мы надеемся, что с принятием нового закона «О почтовой связи» электронные заказные письма станут новым стандартом.

Конечно, государство может повлиять на ускорение этого процесса, но уверен: основным фактором будет понимание органов власти, что новые технологии помогут им существенно сократить затраты.

Новый закон о почтовой связи давно находится в Госдуме. Когда его собираются рассматривать? В последнее время этот вопрос задают очень часто, однако надо понимать, что это закон правительственный и решение о вынесении на дальнейшее обсуждение в Госдуму – прерогатива правительства. Со своей стороны мы готовы активно участвовать в его обсуждении и разъяснении, почему такой закон важен и нужен индустрии.

С нашей точки зрения, закон в редакции, которая готовилась Минкомсвязи России совместно с экспертным сообществом в течение почти целого года, помимо создания равных условий для всех игроков рынка будет способствовать более динамичному развитию отрасли в эпоху дигитализации и развития электронной коммерции.

Кроме того, закон должен позволить «Почте России» более эффективно бороться с такими явлениями, как серая почта, усиливая регулирование оборота государственных знаков почтовой оплаты – это марки и оттиски франкировальных машин.

Тем не менее банк вы создали до того, как были приняты законы о почтовой связи и об акционировании «Почты России». Мы в любом случае следуем нашей стратегии. И закон «О почтовой связи», и закон об акционировании «Почты России» являются ее неотъемлемыми компонентами. В принятой стратегии в разделе «факторы, необходимые для ее реализации» эти законы заложены.

Наличие банка было одним из факторов выполнения стратегии по финансовым услугам. Если какие-то элементы реализуются с отставанием, конечно, будет необходима корректировка параметров стратегии.

Например, в 2016 г. «Почта России» – согласно стратегии – должна была получить серьезный доход от использования имущественного комплекса после акционирования. Поскольку мы еще не стали акционерным обществом, это пока не реализовано.

Предприятие, в свою очередь, находится в высокой степени готовности к проведению акционирования. 90% имущественного комплекса почты уже в собственности РФ. За последние четыре года нам удалось вернуть в контур «Почты России» более 6500 объектов – это недвижимость и земельные участки, которые могли быть потеряны и исчезнуть из государственной собственности.

Посылки большие и маленькие

Как в 2016 г. увеличилось количество принятых посылок из-за рубежа и ожидаете ли вы продолжения роста в ближайшие годы? Здесь максимальный рост мы видим именно в зарубежном сегменте. Если количество отправлений с товарными вложениями в целом выросло в 3 раза за три года, то международные отправления за этот же период – более чем в 10 раз. Динамика колоссальная, и основной драйвер здесь – это мелкие пакеты из Юго-Восточной Азии, в основном из Китая.

Я бы сказал, что экспоненциальный рост мелких пакетов для «Почты России» является серьезной «кардионагрузкой», это то, за счет чего мы поддерживаем форму. К сожалению, маржинальность доставки мелких пакетов, особенно нерегистрируемых, невысока, при этом доставить клиенту мы их должны в целости и в сжатые сроки, как и более дорогостоящие посылки.

Хочу напомнить, что в 2013 г. доставка из-за рубежа просто встала, пришлось ввести эмбарго на прием международных почтовых отправлений, поскольку более 500 т необработанной корреспонденции фактически закупорили Московский авиационный узел. Все это произошло, когда в страну поступало ежесуточно всего около 50 000 почтовых отправлений. Так вот в высокий сезон 2016 г. средний ежедневный объем отправлений, поступавших из-за рубежа, составлял уже 1,5 млн штук в день, т. е. в 30 (!) раз больше. И сегодня «Почта России» с такими объемами справляется.

В целом доля рынка в посылках, которую мы планировали достигнуть в 2018 г. на уровне 47%, была уже превышена в 2015-м. Каждый год мы инвестируем в логистическую инфраструктуру, чтобы успешно пройти очередной высокий сезон и справиться с ежегодным двукратным ростом почтовых отправлений.

Безусловно, финансовые возможности, которые мы могли бы получить после акционирования, сократили бы цикл построения логистической инфраструктуры. Чтобы на протяжении пяти лет строить не по одному центру в год для прохождения очередного высокого сезона на пределе возможностей, а построить необходимую инфраструктуру сортировочных центров за полтора-два года – и снять тем самым проблему на горизонте 10 лет.

Сколько, по вашей оценке, нужно направить одномоментно на строительство таких центров, чтобы, скажем, в ближайшие пять лет не думать о проблеме трафика? Сегодня у нас на полную мощность работает один из крупнейших в Европе логистический почтовый центр «Внуково», запущенный в 2013 г. В этом году будет полностью введен в эксплуатацию построенный в прошлом году центр в Казани. На очереди модернизация сортировочного центра в Санкт-Петербурге и строительство центров в Хабаровске, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Екатеринбурге. Они необходимы, чтобы полностью обеспечить сортировочную инфраструктуру в периметре всей страны. В среднем такой центр под ключ стоит около 3–4 млрд руб. в зависимости от производительности и площади, т. е. совокупно примерно 17–18 млрд руб. Это не запредельная сумма.

Современный бизнес доставки посылок уходит в IT-направление. Amazon, например, считается именно IT-компанией. Вы рассматриваете Amazon как ролевую модель для себя? Считаю, что более правильно быть опорным инфраструктурным партнером для всех (подчеркиваю: для всех) глобальных электронных площадок, в том числе таких компаний, как Amazon, Ebay или Alibaba.

Наша основная компетенция – это доставка. Учитывая географию и наличие «последней мили», роль национального почтового оператора вряд ли кем-то еще может быть сыграна. И не важно, как будет выглядеть «последняя миля» – постоматы, дроны или курьеры, – это вопрос экономической эффективности. Для клиентов всегда будут важны три «С»: скорость, сохранность и стоимость.

Безусловно, мы, как и многие другие почтовые операторы, экспериментируем с продвижением товаров через собственный портал. Но скорее мы рассматриваем этот формат как замену традиционным розничным продажам через сеть почтовых отделений. Да и международный опыт создания собственных электронных площадок опробован во многих почтовых администрациях, но при этом не привел к каким-то прорывным решениям.

Многие наши отделения находятся там, где нет розничных сетей. 9000 отделений расположены в населенных пунктах, где живет меньше 300 человек. Там почтовое отделение также выполняет роль магазина, продающего товары повседневного спроса. И если в больших городах мы оставляем только классические почтовые и канцелярские товары, то на селе убрать из розницы товары народного потребления невозможно, так как зачастую почта является единственным местом, где их можно приобрести.

В будущем хочется перевести эти отделения в формат работы по доставке заказов. Вполне реально заключить договоры с крупными федеральными сетями, имеющими склады в большинстве регионов, чтобы за пару дней осуществлять доставку любого заказа жителям сельской местности в этом регионе...

Зарплаты почтальонов и премия топ-менеджера

Вы постоянно повышаете зарплаты сотрудникам. В 2016 г. на сколько выросла средняя зарплата? За последние четыре года мы увеличили фонд оплаты труда сотрудникам более чем на 22 млрд руб., из них в 2016 г. – на 8,3 млрд. В результате с 2013 г. средняя зарплата выросла на 25,4% с 16 700 до 20 900 руб. в месяц. Цифра кажется небольшой, но важно понимать, что у нас огромный штат почтальонов, работающих в сельской местности на неполную ставку. Нас принято критиковать, что некоторые почтальоны на селе получают по 5000–6000 руб. в месяц. Но надо учитывать, что де-факто они работают 3 раза в неделю по три часа.

В крупных компаниях, связанных со сферой услуг, большая часть сотрудников – линейный персонал с невысокими доходами, что влияет на показатель средней зарплаты. А, например, в отраслях, связанных с банковской сферой, добычей или переработкой ресурсов, велика доля квалифицированных, офисных сотрудников. В результате средняя зарплата в таких компаниях, конечно, будет выше.

При этом если сравнить аналогичные позиции, например начальника почтового отделения и начальника банковского офиса, то разница в зарплатах сегодня составляет не более 25–30%.

Наша задача – максимально быстро выровнять зарплату руководителям отделений, чтобы привлечь квалифицированные кадры с рынка. Эта программа уже запущена в Москве и со второго полугодия будет реализована в других крупных городах. Уже сегодня мы наблюдаем рост интереса к работе на почте среди молодежи. Если в 2013 г. у нас средний возраст работника составлял 52 года, то сейчас – 41 год.

Но вот в связи с вашим собственным вознаграждением у Генпрокуратуры возникли к вам претензии. Я бы не хотел давать комментарии. Это вопрос правоохранительных органов. Их задача – проверять соблюдение закона, а наша – доставлять почту. Ежегодно на предприятии проводится около 3500 проверок от различных ведомств. Это обычная практика для крупных компаний.

Насколько мы понимаем, претензии возникли из-за разночтений, как считать субсидии за 2014 г., которые предоставлялись «Почте России». Финансовые результаты не могут считаться по-разному – есть единственный корректный и законный способ их расчета. Все это регламентируется правилами бухгалтерского учета, действующими для всех компаний в нашей стране.

2014 год был последним, когда мы получали субсидии от государства на покрытие убытков, которые компания несла от предоставления социально значимых услуг, и они учитываются в расчете чистой прибыли. Важно вспомнить, что в том же 2014 году расходы «Почты России» на оплату труда выросли примерно на 11 млрд руб., и даже при этом чистая прибыль предприятия составила 1,2 млрд руб.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте