Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Люди не должны встречать утро понедельника с ужасом»

Ричард Брэнсон
Фото: пресс-служба SAP

От редакции. Британский миллиардер и основатель Virgin Group сэр Ричард Брэнсон терпеть не может галстуки. Они буквально душат мужчин, которые вынуждены их носить, потому что так одевались их боссы, а до этого — боссы боссов. Поэтому на деловые мероприятия Брэнсон часто берет с собой ножницы. На прошедшем в Лондоне форуме SAP Success Connect он начал свое выступление с того, что первым делом предложил одному из участников, сидевшему в зале, срезать его галстук, а взамен обещал подарить билет на Virgin Atlantic в любую точку Америки.

Кроме того, экстравагантный предприниматель рассказал о том, что он однажды украл деньги, на какие авантюры решился, запуская бизнес, и из кого получаются лучшие сотрудники. Мы публикуем самые интересные фрагменты из его выступления.

Мне гораздо больше нравится говорить «да», чем «нет». Благодаря этому я многому научился, а моя жизнь стала исключительной. Я ушел из школы в 15 лет, освоил искусство выживания и вот уже 50 лет занимаюсь предпринимательством. Я провел время и с пользой, и с удовольствием.

Предпринимателям я могу дать такой совет: на начальном этапе развития бизнеса отдайте оперативное управление тому, кто знает в этом толк. Если бы я сказал это парню, который придумал Uber, мне бы не поздоровилось. Но дело в том, что некоторые из нас — хорошие предприниматели, а другим лучше удается управлять людьми и компаниями. Если вы на ранних стадиях освоите искусство делегирования, то увидите более широкую картину, сможете развивать бизнес в разных областях, станете «серийным» предпринимателем. А если не научитесь делегировать, вас затянет ежедневная управленческая рутина.

Есть стереотипное представление о предпринимателе как о человеке, который по головам пойдет, чтобы пробиться наверх. Ну, вроде Дональда Трампа такого, который всегда говорит «Вы уволены!» и ищет в людях только плохое. Но это не то, что нужно предпринимателю. В людях надо видеть лучшее, мотивировать их, хвалить и очень редко критиковать. В этом смысле мы мало чем отличаемся от цветов, которые необходимо поливать, чтобы они цвели и не засыхали. Поэтому для управления бизнесом мы нанимаем менеджеров, способных творить чудеса с сотрудниками. Если человек 80% своей жизни проводит на работе, то ему должно это нравиться.

Люди не должны встречать утро понедельника с ужасом — в этом заключается задача управленцев. Если кто-то хочет работать из дома, взять выходной, оплачиваемый отпуск, два месяца путешествовать по миру, то он не должен спрашивать разрешения — пусть просто это делает. Мы стараемся превратить работу в идеальное место для каждого. Благодаря этому все расцветут и достигнут великолепных результатов.

Нужно верить в людей. Я был одним из первых, кто попробовал совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре, побить рекорд по самому быстрому пересечению Атлантики, а потом и Тихого океана. Мне говорили, что не стоит этого делать, особенно с человеком, которого я выбрал в компаньоны: он раньше уже летал на воздушных шарах и не всегда удачно. Но людям стоит давать второй шанс, потому что ошибки совершают все.

Много лет назад, когда у нас была звукозаписывающая компания, нам позвонили из магазина и сказали, что наш сотрудник продает украденные у нас диски. Я ответил, что поговорю с этим человеком. И я сказал ему: «Ну что, ты крупно попал, лучше у компании не воровать. Но я тебе дам еще один шанс». И знаете, потом он привел к нам группы Rolling Stones, Culture Club, Human League, Anniversary, Simple Minds и стал одним из наших лучших сотрудников. И самым преданным.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте