Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Секрет Google

Редакция «HBR — Россия»

4 сентября 1998 года в Калифорнии два выпускника Стэнфордского университета Сергей Брин и Ларри Пейдж основали одну из самых знаменитых технологических компаний мира – Google. Все эти годы Harvard Business Review внимательно следил за достижениями и трудностями компании. Сегодня мы решили вспомнить самые интересные публикации o Google, которые появлялись на страницах нашего издания в течение этих 19 лет.

«Разбираем по винтикам: инновационный механизм Google»

Cамая яркая звезда в плеяде интернет-компаний — это Google. Со времен появления Microsoft еще ни одна фирма не добивалась успеха столь стремительно. Google нет равных ни в информационных технологиях, ни в организации бизнеса, ей удается все — эксперименты и импровизации, аналитические решения, коллегиальность и другие необычные формы работы. Спонтанность и хаотичность самого процесса рождения новых идей уравновешивается здесь строго научными методами их оценки.

В компании с ее неповторимой культурой работают и мечтают работать самые одаренные программисты, и, хотя штат быстро разрастается, на каждую вакансию здесь по-прежнему приходится сто претендентов. Расширяя возможности своей поисковой системы, она разработала или приобрела множество самых разных интернет-приложений. Ее рост, рентабельность и акционерный капитал беспримерны. Google, безусловно, знает какой-то ведомый только ей секрет — хотя в нашем изменчивом мире, разумеется, нельзя рассчитывать, что эта благодать продлится вечно...

Мы уже не один год наблюдаем за тем, как Google делает то, что так хорошо ей удается, и выявили ее инновационные методики, которые вполне подошли бы и другим компаниям. Кое в чем подражать Google слишком сложно и дорого, речь идет, в частности, о ее несравненной поисковой машине или грандиозной и масштабируемой ИТ-инфраструктуре. Но другие ее идеи — ИТ-приложения как основа для инноваций, продуманная организационная стратегия и особая корпоративная культура — вполне могли бы воспроизвести у себя предприятия из самых разных отраслей.

Читать статью полностью

Бывший гендиректор компании Эрик Шмидт о необычном IPO Google

«Для каждой проблемы мы стараемся найти оптимальное решение и гордимся этим. Задачу превращения в публичную компанию мы представили себе как масштабный IQ-тест. Как продавать акции? Почем? К кому обратиться за помощью? Как правильнее — погуглистее — провести IPO?

Обсуждая эти вопросы, мы перелопатили множество информации по предыдущим IPO и поняли, что не все в этом деле нам нравится. Например, нам не хотелось остаться с носом, подобно многим высокотехнологичным компаниям, которые стали публичными. С нашей точки зрения, разница между ценой IPO и ценой акций компании к концу первого дня или первой недели торгов — это деньги, которые должны достаться компании. Но обычно по цене IPO покупать акции могут только институциональные инвесторы, связанные с гарантийными синдикатами. Через несколько дней они продают свои акции с большой прибылью. Нам это явно не подходило. Мы хотели, чтобы все было прозрачно и открыто — и чтобы наши пользователи тоже могли купить акции Google.

Читать статью полностью

Как Google отрицала менеджмент, а затем преобразила его

В компании Google с самых первых дней ее существования скептически смотрели на управленцев: зачем они вообще нужны? Такое отношение объясняется особой технократической культурой Google. Вот что говорит программист Эрик Флэтт: «Нашу компанию создали программисты для программистов».

Почти все программисты, и не только в  Google, хотят в свое рабочее время заниматься одним — писать программы, а не разговаривать с начальниками и тем более не следить за тем, что делают другие. В глубине души технари уверены, что от управленцев больше вреда, чем пользы, ведь они только отвлекают от дела.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте