Лидеры

«Смысл нашего существования — предоставлять людям услуги долгосрочной мобильности»

Александр Губский / "Ведомости"
Максим Стулов / "Ведомости"

Второй по величине производитель шин в мире – Michelin продолжает увеличивать глобальные продажи (за девять месяцев 2017 г. они выросли на 9% до 16,4 млрд евро), а рентабельности французской группы позавидуют многие промышленные компании (12,6% в первом полугодии 2017 г.). Michelin выпускает шины для всех видов транспорта – от велосипедов и мотоциклов до сельхозтехники и самолетов, и продажи хорошо сбалансированы географически: около 70% приходится на Северную Америку и Европу, 30% – на Азию, Латинскую Америку и другие страны.

Но конкуренция на шинном рынке становится все острее: за последние годы Китай превратился в крупнейшего производителя шин на планете, сосредоточив у себя 70% мирового производства, потребляя лишь 40%, говорил в июле этого года банковским аналитикам президент Michelin Жан-Доминик Сенар. За последние пять лет доля китайских производителей грузовых шин в Европе выросла с 5 до 29%, добавлял Сенар. «Мы должны реагировать на это, должны быть конкурентоспособными», – говорил президент Michelin. Поэтому весной этого года Сенар объявил о реорганизации группы, в которой работают более 110 000 человек. В Michelin будут созданы 10 региональных подразделений, руководители которых получат больше свободы в продажах и маркетинге, 14 бизнес-юнитов, каждый из которых будет отвечать за определенную продуктовую категорию, и восемь операционных дирекций, сформированных по функционалу: «Производство», «Закупки», «Управление цепочками поставок» и проч.

В интервью «Ведомостям» Сенар рассказал, какие цели преследует реорганизация и почему в результате шинный и издательский бизнес компании обретут большую синергию. Мы публикуем это интервью с небольшими сокращениями.

Глобальные продажи Michelin стабильно растут, рентабельность – выше 10%. Почему вы затеяли реорганизацию группы?

Нам необходимо эволюционировать, чтобы быть более гибкими, более реактивными, способными быстрее откликаться на перемены. А наши клиенты ожидают от нас, что мы будем оказывать им все более персонализированные услуги, связанные с мобильностью. Это банальность, которая не перестает от этого быть истиной: клиент должен оставаться в центре нашего внимания, ведь это клиент дает нам заказы. Нам потребовалась новая организация, чтобы быть настолько эффективными, насколько это возможно.

В результате должны быть довольны как клиенты, так и сотрудники. Поскольку сотрудники – это второй наш столп, на котором держится компания. Сотрудники должны иметь достаточно полномочий и ответственности, чтобы действовать гибко, но в рамках общей и четко прописанной стратегии.

Мы последовательно реализуем стратегию, которая обеспечивает нам как географическую диверсификацию, так и продуктовую: компания присутствует во всех сегментах [шин]. Географическая диверсификация очень важна, поскольку экономические циклы в разных регионах не совпадают. Продуктовая диверсификация – тоже, поскольку только 40% нашего производства приходится на сегмент в2с, а остальное – в2в: шины для грузового транспорта, сельхозтехники, самолетов и прочее. То есть мы покрываем все сегменты, связанные с мобильностью.

О реорганизации и новой организационной структуре группы я объявил в марте этого года. Очень большая работа уже проделана, некоторые регионы – и Россия в том числе – продвинулись вперед очень значительно.

В новой структуре группы Michelin выделено 10 регионов. В какой вошла Россия?

В Восточную Европу, столица этого региона – Москва. Я провел два дня с командой Michelin в Москве и вижу, что здесь идеи нашей реорганизации прочувствовали и движутся в правильном направлении.

Но важно понимать, что реорганизация не затрагивает базовые ценности Michelin, смысл нашего существования остается прежним: предоставлять людям услуги долгосрочной мобильности. Предоставляя это, группа должна демонстрировать экономическое, технологическое, социальное развитие.

Про технологическое развитие. В новой структуре Michelin выделены восемь операционных дирекций, в том числе «Исследования и разработки» и «Разработки технологий сервиса».

Логика нашей новой организации в том, чтобы предоставить большую свободу и ответственность директорам региональных подразделений в продажах. Здесь большая перестройка – если раньше мы говорили про «продукты», то теперь говорим про «клиентов». Директора теперь ответственны в том числе и за маркетинг продуктов для различных категорий клиентов.

Хотя понятно, что у нас существует глобальный производственный план. Наш индустриальный полюс включает в себя производство и R&D.

Сколько у Michelin сейчас исследовательских центров в мире?

Их несколько. Крупнейший и самый известный находится во Франции. Есть в Северной Америке, поскольку мы очень хорошо представлены в регионе: Северная Америка дает Michelin 35% бизнеса, и мы ведем там серьезные разработки. У нас есть исследовательские центры в Японии, Таиланде, Китае, Индии. Есть у нас и лаборатория в России. Локальный аспект исследований очень важен при наличии местного производства. Поскольку позволяет понять, что именно требуется в данных условиях [эксплуатации]. А из этих локальных узлов формируется единая глобальная сеть, которая и функционирует как единая и глобальная.

Michelin выпускает шины для всех видов транспорта – от велосипедов и мотоциклов до сельхозтехники и самолетов. Но какой сегмент кажется вам самым перспективным?

Сегодня я не знаю ни одного сегмента нашего бизнеса, про который я могу сказать, что он «самый перспективный» для Michelin. Возьмем, например, Россию. Почему я так уверен в перспективах этого региона? Потому что мы успешны здесь практически во всех сегментах.

Естественно, это сегмент коммерческих автомобилей, тяжелых грузовиков. Владельцы автопарков становятся все более разборчивыми, более требовательными, они задумываются над тем, как снижать издержки на обслуживание парка своих машин, как его модернизировать; задумываются над тем, как уменьшить нагрузку на окружающую среду.

Мы растем в сегменте шин для горной индустрии – здесь мы большие специалисты.

А какие у нас прекрасные перспективы в сегменте сельскохозяйственных шин в России! Население планеты постоянно растет, людей необходимо кормить, а у России 17 млн кв. км территории, из которой большая часть может быть использована под сельхозпроизводство. В этом сегменте у нас тоже есть отличные наработки. Например, технология низкого давления [сельскохозяйственных] шин Michelin позволяет существенно снизить воздействие на почву и тем самым поднять урожайность.

Когда-то мы начинали в России с шин для легкового и коммерческого транспорта, сегодня наш бизнес значительно шире и больше, чем только эти два сегмента.

Michelin была первой зарубежной компанией, создавшей шинное производство в России. Ваш завод в Московской области работает с 2004 г. и способен выпускать в год до 2 млн летних и зимних легковых шин под брендами Michelin и BFGoodrich. Какая сейчас загрузка у предприятия?

Завод Michelin в Давыдове загружен полностью – на 100%.

То есть кризис для вас в России закончился?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте