Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему гендерные стереотипы сильны даже там, где женщин больше

Эми Дил , Эмбер Стивенсон , Лиэнн Дзюбински
Иллюстрация: bashta/Getty Images

Мы привыкли считать, что как только во всех отраслях будет достигнут гендерный баланс, предвзятость в отношении женщин уменьшится и гендерный разрыв останется в прошлом. Иногда этот подход называют «добавь женщин и перемешай», и люди часто думают, что увеличивая количество женщин, можно изменить ситуацию. Но если вы просто наймете больше женщин, организационные структуры и системы не изменятся, а они устроены «по-мужски». Согласно нашему новому исследованию (которое будет опубликовано в следующем выпуске Personnel Review), гендерные предубеждения по-прежнему распространены и в отраслях со сбалансированным гендерным составом, и там, где женщин большинство.

Исследования предубеждений, с которыми сталкиваются женщины, проводились, как правило, в отраслях, в которых преобладают мужчины (например, это сфера STEM —естественные науки, технологии, инженерное дело, математика — и правоохранительные органы), где предубеждения, возможно, более заметны. Наше исследование уникально тем, что мы изучили гендерные предрассудки в четырех областях, где женщин больше, чем мужчин: юриспруденция, высшее образование, некоммерческие религиозные организации и здравоохранение. В этих индустриях доминируют женщины. Они составляют 53,5% сотрудников в сфере юриспруденции, 55,3% в высшем образовании, 63,8% в некоммерческих религиозных организациях и 77,6% в здравоохранении. Мы использовали шкалу гендерных предубеждений для женщин-лидеров и задавали руководительницам открытые вопросы. Таким образом, нам удалось сравнить, как воспринимают и ощущают проявления предвзятости женщины, занимающие управленческие позиции в вышеназванных сферах. Мы попросили 1606 женщин-руководителей оценить свой опыт по 15 параметрам, начиная от скрытых (таких как отсутствие признания) и заканчивая очевидными (например, домогательства на рабочем месте).

Несмотря на то, что женщин в рассмотренных нами отраслях большинство, мы обнаружили, что к ним все еще относятся предвзято. Одним из примеров являются ограничения в коммуникации: от женщин ждут, что они должны как можно мягче проявлять авторитет и преуменьшать свои заслуги. Опрошенные сообщили, что их достижения не замечают, а мужчины позволяют себе перебивать их. И даже если женщин количественно больше, в организациях часто сохраняется атмосфера закрытого мужского сообщества, где решения принимают в основном мужчины. Также участницы исследования временами оказывались на краю «стеклянного обрыва»: на них возлагали ответственность за проблемы, находящиеся вне их контроля. Им также часто не хватало наставников и покровителей в компании. А некоторым женщинам пришлось умерить свои амбиции из-за дополнительных личных дел. Другими словами, их работодатели не были лояльны к совмещению работы с семейными обязанностями. Мы также заметили, что в изученных нами отраслях гендерные стереотипы проявляются по-разному.

По нашим данным, хуже всего дела обстоят в юриспруденции. Здесь женщины сообщают о наибольшей степени исключенности и харассмента по сравнению с остальными изученными индустриями. В юридической среде существует давняя традиция предвзятого отношения к женщинам. Конкурентный характер работы в этой области и почасовой формат оплаты существенно усложняют выполнение домашних обязанностей (которые непропорционально чаще ложатся на женщин, чем на мужчин), тем самым закрепляя неравенство.

Женщины в сфере высшего образования находятся в сравнительно более мягких условиях. Они также сталкиваются с ограничениями в коммуникации, повышенными требованиями по сравнению с мужчинами, неравенством зарплат и даже с харассментом. Тем не менее процесс работы в их учреждениях организован более эгалитарно, они чаще готовы продвигаться по карьерной лестнице и использовать другие возможности развития, получают больше поддержки и признания своих заслуг по сравнению с тремя другими отраслями. Высшее образование имеет общинный характер, ориентировано на социальную справедливость и принципы совместного управления и инклюзивности, особенно в процессе принятия решений. Исходя из этого мы полагаем, что такие факторы, как коллективная ответственность и активность заинтересованных сторон, могут создавать сравнительно более благоприятную атмосферу для женщин.

Об авторах

Эми Дил (Amy Diehl), Ph.D. — ИТ-директор Колледжа Уилсона, эксперт и консультант по вопросам гендерных предубеждений на рабочем месте.

Эмбер Стивенсон (Amber L. Stephenson), Ph.D. — доцент, преподаватель менеджмента в бизнес-школе Дэвида Реха в Университете Кларксон. Исследует влияние профессиональной идентичности на взгляды и поведение, а также роль гендерной предвзятости в отношении женщин.

Лиэнн Дзюбински (Leanne M. Dzubinski), Ph.D. — временный декан Школы межкультурных исследований им. Кука, доцент кафедры межкультурного образования и исследований Университета Биола, известный исследователь женского лидерства.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте