Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Как видят мир великие люди
Адам Бранденбургер«Думай иначе», — гласил знаменитый слоган рекламной кампании Apple в 1997 году. Он остается вечно актуальным для всех творцов, новаторов и предпринимателей.
Однако, чтобы дать миру революционные идеи или радикально новые продукты, нужно не только думать иначе, но и видеть иначе. Великие творцы, новаторы и предприниматели смотрят на мир совсем не так, как большинство из нас. Именно поэтому они способны увидеть возможности, которые другие не замечают.
Всем известна история застежки-липучки Velcro. Как-то раз швейцарский инженер Жорж де Местраль решил повнимательнее рассмотреть головки репейника, которые снял с одежды после прогулки в лесу. Под микроскопом стали видны крючочки, с помощью которых соцветия репейника зацеплялись за волокна ткани. Так в его голове возникла идея альтернативы застежке-молнии — застежка из крючков и петель, которую он стал выпускать под торговой маркой Velcro. (Сейчас в науке существует целое направление — биомиметика, в котором технологические элементы для нужных человеку устройств заимствуются из живой природы.)
История мыла Softsoap не у всех на слуху, но не менее примечательна. Американский предприниматель Роберт Тейлор однажды решил взглянуть на распакованный кусок мыла в ванной комнате через объектив фотоаппарата с функцией увеличения. Ванная была безупречно чистой, а мыло плавало в неприятной мутной жидкости. Так ему пришла в голову идея поместить жидкое мыло в красивый контейнер с дозатором, и на свет появился бренд Softsoap, который совершил настоящую революцию в индустрии мыловарения.
Этим двум блестящим умам удалось посмотреть на мир по-другому. Они сделали самый важный шаг — взглянули на знакомую вещь совершенно новым образом в прямом и переносном смысле (используя микроскоп и зум-объектив фотоаппарата). Как сказал выдающийся французский математик Блез Паскаль: «Мелкие умы интересуются всем необычным, а великие — обычным». Скорее всего, он имел в виду, что нужно смотреть на вещи, которые постоянно нас окружают, но так, как на них большинство и не подумает посмотреть.
Для этого подхода есть название — остранение. В начале XX века литературовед Виктор Шкловский отмечал (текст его статьи «Искусство как прием» доступен по ссылке — прим. ред.), что Толстой добивался значительной выразительности, используя искаженную перспективу для описания обыденных явлений, не называя вещь ее привычным именем и остраняя знакомые предметы и явления. Впоследствии такую же революцию в кино совершил великий французский режиссер Жан-Люк Годар, впервые применив рваный монтаж в фильме «На последнем дыхании». Сейчас это воспринимается как само собой разумеющееся, но в то время рваный монтаж шокировал зрителей. Кинематографисты прошлого стремились к логичному, последовательному потоку изображений (линейный монтаж). Все-таки наш мозг устроен так, что изображения, поступающие в него от органов зрения, интерпретируются последовательно. Это знакомо и привычно. Но Годар отказался от линейности, чтобы заставить зрителя отойти от условностей и принять персонажей такими, какими они являются — буквально оторванными от общества и друг от друга. Таким образом зритель чувствует одиночество персонажей, понимает, как они пытаются наладить контакт друг с другом, хоть им это не удается, и все заканчивается трагично. Прием остранения Годар перенес со страниц книг на большой экран.