Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сила плохого: почему негативные мысли способны разрушить всё

Билл Тейлор
Фото: Henrik Sorensen/Getty Images

Очень часто нам случайно встречаются научные исследования, помогающие разобраться в целом ряде нестыковок, проблем и трудностей, которые мы замечали, но не могли понять. У меня так получилось с книгой «The Power of Bad: How the Negativity Effect Rules Us and How We Can Rule It». Ее авторы — известный психолог-исследователь Рой Ф. Баумайстер и награжденный тремя премиями журналист Джон Тирни — рассказывают о жизни, любви, родительстве и даже политике с точки зрения социологии.

Однако мне эта книга открыла глаза на некоторые стороны бизнеса и управления, которые я годами не мог уяснить. Я получил ответы на вопросы, позволяющие понять самую суть причин, по которым многим организациям так трудно меняться, несмотря на наилучшие побуждения. Вот эти вопросы.

Почему многие крупные, твердо стоящие на ногах, богатые компании остаются такими осторожными и консервативными даже перед лицом радикальных изменений в развитии технологий и головокружительного вторжения инноваций на рынок? Почему меняться так трудно?

Почему многие руководители смертельно боятся неудач, хотя большинство из них признает, что успешное обновление редко происходит без сбоев и что сама природа запуска новых продуктов или переосмысления старых процессов требует готовности рисковать, экспериментировать, преодолевать неизбежные препятствия?

Почему один несогласный коллега, единственный голос против может так подрывать настрой даже самого жизнерадостного подразделения или исполненной энтузиазма проектной команды? Почему всегда получается, что одна паршивая овца все стадо портит?

Джон Тирни и Рой Ф. Баумайстер помогают нам ответить на эти и другие вопросы о стратегии, культуре и креативности, опираясь на определяющий принцип человеческой психологии — «плохое сильнее хорошего». По их словам, мы так устроены, что «у всех у нас есть склонность более живо реагировать на плохие события и отрицательные эмоции, чем на хорошие и положительные». Нас «может раздавить одно слово критики», но «не трогает лавина похвал». Мы «замечаем в толпе единственное враждебное лицо», но «упускаем из виду все дружелюбные улыбки».

Не знаю, как насчет вас, но мне как родителю, писателю и оратору эти наблюдения показались справедливыми и до боли знакомыми. Но эта встроенная «слабость к негативу» также чрезвычайно сильно влияет на то, как мы справляемся со своими задачами как руководители, сотрудники и проводники перемен.

Во-первых, она объясняет, почему организации так часто не хотят меняться, даже видя столько подтверждений, что попробовать нечто новое гораздо менее рискованно, чем держаться за то, что работало раньше. По словам Тирни и Баумайстера, слишком многие из нас зависимы от безопасности. «Мы так много внимания обращаем на плохое — проживаем его снова и снова, думаем о нем, пытаемся его избежать, — что позволяем страху управлять нашими жизнями и становимся иррационально осторожными».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте