Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Все мы сейчас стараемся изо всех сил»

Эми Галло
Фото: Belinda Fewings / Unsplash

Не знаю, как вы, а я заметила, что сегодня так легко осуждать других. На прошлой неделе коллега написала мне в Slack, что отойдет от компьютера, потому что ей нужно встретить няню. И я сразу подумала: «Это нарушение социального дистанцирования!» Какую-то секунду я злилась на нее. Как можно в такое время пускать в свой дом чужого человека? Почему она не старается препятствовать росту заболеваемости? Но вскоре на смену этому чувству пришла вина, а затем грусть и тоска. Я не хотела раздражаться на коллегу. Почему же так произошло?

Я слышала от многих друзей, что у них за последние несколько недель случались аналогичные напряженные моменты с коллегами. И это понятно: многие из нас работают в новых, сложных условиях. Мы живем в ситуации беспрецедентного уровня стресса и тревоги. И будущее нашей работы, наших компаний и экономики в целом неопределенно.

Все это закладывает основу для напряжения, считает Брианна Каза, доцент кафедры управления Школы бизнеса и экономики имени Брайана Университета Северной Каролины в Гринсборо. Вместе с группой коллег она изучила 300 исследований, посвященных взаимоотношениям на рабочем месте, ошибкам в офисной коммуникации и их исправлению. Они обнаружили, что «эмоциональное напряжение, полученное извне, может проявляться и в отношениях между коллегами».

К сожалению, при повышенном стрессе наше сочувствие испаряется, считает Моника Уорлайн, научный сотрудник Стэнфордского исследовательского и образовательного центра по вопросам сострадания и альтруизма. «Испытывая сильный стресс, мы обращаемся к привычным устоявшимся моделям его преодоления, и нам трудно увидеть иные возможности. Мы думаем, что мы правы, а другие — ошибаются», — поясняет она. Это плохо влияет на взаимодействие с коллегами, Мы непреднамеренно разрушаем отношения с людьми, вызывая еще больше страданий.

Сейчас не время отказываться от доброты и заботы, хотя подобные мысли могут возникнуть. Важно искать способы оставаться открытыми к состраданию, даже когда мы перенапряжены. Уорлайн и ее коллега Джейн Даттон провели исследование, которое показывает, что сострадание коррелирует с уровнем удовлетворенности работой и степенью ее значимости для нас. Но как находить в себе и демонстрировать коллегам эмпатию, когда ваши когнитивные ресурсы истощены? Вот что советуют ученые.

Помните, что есть возможности для общения

В своем исследовании Брианна Каза и ее соавторы обнаружили, что «существует множество возможностей разрушить отношения», но «в эти сложные времена есть потенциал и для их укрепления: каждый раз, когда происходит встряска, могут произойти позитивные сдвиги». И поскольку кризис носит глобальный характер, он тем или иным образом затронет каждого. Я наблюдаю это в последние несколько недель. Коллеги, с которыми я не очень часто пересекаюсь, связываются со мной, чтобы узнать, как дела, и я в свою очередь делаю то же самое. Чувство, что мы все оказались в одинаковой ситуации, может объединять, вопреки или потому что все мы находимся под серьезным давлением.

Смиритесь с тем, что все справляются со стрессом по-разному

Еще одна коллега поделилась со мной статьей о том, какому напряжению подвергается во время кризиса брак. Этот текст проливает свет и на то, почему могут усложниться наши взаимоотношения с коллегами. Эксперт в области отношений Эстер Перел указывает, что люди обладают разными механизмами преодоления стресса. Некоторым нравится получать как можно больше информации, и они часами просиживают в Twitter или читают статью за статьей. Другие предпочитают ограничить объем получаемой информации. Кто-то может относиться к социальному дистанцированию очень серьезно (как я), а кто-то — более расслабленно. Некоторые люди могут с головой погружаться в работу, лучше чувствуя себя, когда заняты, а другие не могут сосредоточиться и работать в прежнем темпе.

Кроме того, люди делятся на оптимистов и пессимистов. Я ежедневно наблюдаю во время виртуальных встреч, как на вопрос «Как дела?» кто-то отвечает: «Отлично!», — а другой бормочет: «Ну так себе». Обе реакции имеют право на существование, и мы не обязаны справляться со стрессом одинаково.

Брианна Каза говорит, что, помимо прочего, люди находятся в разных обстоятельствах. Не на всех коллег кризис влияет одинаково. Некоторые работают из дома, и им приходится заниматься школьным обучением своих детей. Другие беспокоятся о родителях или других пожилых родственниках. У кого-то работы стало больше, а у других нагрузка снизилась. Несколько моих коллег регулярно работают дома в течение многих лет, и привыкли к такому режиму. У других дома нет тихого места для звонков, не говоря уже о видеоконференциях.

Будьте великодушны к другим

Учитывая вероятные различия между вами и вашими коллегами, и Моника Уорлайн, и Брианна Каза напоминают, что сейчас как никогда важно проявлять великодушие в интерпретации поступков и поведении других людей. Если вы получили немногословное письмо, не думайте, что его автор раздражен или груб. Лучше представьте, что у него не хватает времени на обычные любезности.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте