Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как проигрывают по-настоящему сильные лидеры

Тим Леберехт
Фото: Tim Macpherson/ Getty Images

И в политике, и в бизнесе лидеры стремятся побеждать. И это вполне понятно. Желание быть первым — в природе человека: это значит иметь влияние и получать и финансовое, и психологическое вознаграждение. В бесчисленных книгах по менеджменту нам рассказывают, как завоевать клиентов, собрать победный состав в своей команде и побороть конкурентов. Терять (контроль, статус, влияние, благосостояние, работу или престиж) — это табу.

Тем не менее, как показала последняя президентская избирательная кампания в США, лидерам нужно учиться достойно проигрывать. Упорство заслуживает уважения, но важно знать меру. И в обществе, и в бизнесе нужно не просто уметь смириться с поражением — важно принять его как опыт, который поможет добиться изменений и роста. Потерпеть неудачу не означает прослыть «неудачником» — и важно культивировать эту мысль в рабочей среде.

Лидеры могут своим примером продемонстрировать, как проигрывать с достоинством. Вот четыре возможных пути.

Выберите другое поле битвы. Вспомним пример политика, юриста и активистки Стейси Абрамс. После поражения на выборах губернатора Джорджии в 2018 году она могла бы снова заявить свою кандидатуру в следующей кампании, но вместо этого решила активнее включиться в борьбу за соблюдение порядка регистрации и учета голосов избирателей, чтобы помочь победить другим демократам, в том числе Джо Байдену, Джону Оссоффу и Рафаэлю Уорноку. Это и позволило принципиально изменить баланс сил в американской политике. Абрамс предпочла оставаться верной своей миссии, вместо того чтобы добиваться личного успеха. Она выбрала другую цель и достигла, пожалуй, более значимой победы на этом поле боя.

В бизнесе тоже можно найти отличный пример — мессенджер Slack. Основатель компании Стюарт Баттерфилд и его команда изначально рассчитывали разработать мощную многопользовательскую видеоигру Glitch. Проект не пошел, и тогда они изменили стратегию и решили разрабатывать инструмент внутренних коммуникаций в качестве нового продукта. Так появился Slack, который в прошлом году за $27,7 млрд купила компания Salesforce.

Об авторе

Тим Леберехт (Tim Leberecht) — основатель Business Romantic Society и автор книги «The Business Romantic: Give Everything, Quantify Nothing, and Create Something Greater Than Yourself».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте