Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Что измеряешь, то и получаешь
Ариели ДэнB обществе постепенно укрепилось мнение, что, если бы выплаты генеральным директорам зависели, скажем, от величины акционерной прибыли за пять лет, можно было бы избежать многих необдуманных решений, которые привели к нынешней Великой рецессии. Но, по-моему, даже если бы во главе угла системы оплаты труда стояла долгосрочная акционерная стоимость, это решило бы лишь часть проблемы.
Такая схема, как и раньше, связывала бы мотивацию руководителя с одной непостоянной величиной — ценой акций компании — и исходила бы из того, что он будет эффективно работать только за большие деньги. А ведь мотивационных факторов так много: от признания коллег до стремления изменить мир. Денег-то у руководителей и так достаточно. Почему же тогда считается, что им важнее стоимость акций и зависящая от нее зарплата, чем все остальное?
Ответ может показаться банальным: директоров волнует курс акций, поскольку это и есть мерило их эффективности. Если мы хотим, чтобы они больше заботились о других вещах, нам придется найти для них иное мерило.
Все очень просто: человек приспосабливается к системе оценок и в соответствии с ней меняет свое поведение. Что бы вы ни измеряли, он будет стремиться улучшить именно те показатели, на которые вы обращаете внимание. Этот феномен проявляется в разных исследованиях. Пассажир, получающий мили за полеты, выберет самый нелепый маршрут, чтобы набрать больше миль.
Когда я работал в Массачусетском технологическом институте, моя ежегодная преподавательская нагрузка оценивалась по сложной системе подсчета баллов. Итоговый рейтинг, составленный с учетом разнообразных параметров, быстро стал для всех самоцелью. И хотя мне нравилось преподавать, я вскоре заметил, что стал уделять меньше времени студентам — ведь я мог получить больше баллов за что-то другое. Добиваясь высокого результата, я не стремился стать богаче или счастливее. Более того, осознавал: даже если я получу максимальное количество очков, не стану лучше учить студентов. Просто мне указали на шкалу оценок, и я старался достичь ее верхних делений (что, признаю, у меня неплохо выходило).