Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что измеряешь, то и получаешь

Ариели Дэн

B обществе постепенно укрепилось мнение, что, если бы выплаты генеральным директорам зависели, скажем, от величины акционерной прибыли за пять лет, можно было бы избежать многих необдуманных решений, которые привели к нынешней Великой рецессии. Но, по-моему, даже если бы во главе угла системы оплаты труда стояла долгосрочная акционерная стоимость, это решило бы лишь часть проблемы.

Такая схема, как и раньше, связывала бы мотивацию руководителя с одной непостоянной величиной — ценой акций компании — и исходила бы из того, что он будет эффективно работать только за большие деньги. А ведь мотивационных факторов так много: от признания коллег до стремления изменить мир. Денег-то у руководителей и так достаточно. Почему же тогда считается, что им важнее стоимость акций и зависящая от нее зарплата, чем все остальное?

Ответ может показаться банальным: директоров волнует курс акций, поскольку это и есть мерило их эффективности. Если мы хотим, чтобы они больше заботились о других вещах, нам придется найти для них иное мерило.

Все очень просто: человек приспосабливается к системе оценок и в соответствии с ней меняет свое поведение. Что бы вы ни измеряли, он будет стремиться улучшить именно те показатели, на которые вы обращаете внимание. Этот феномен проявляется в разных исследованиях. Пассажир, получающий мили за полеты, выберет самый нелепый маршрут, чтобы набрать больше миль.

Когда я работал в Массачусетском технологическом институте, моя ежегодная преподавательская нагрузка оценивалась по сложной системе подсчета баллов. Итоговый рейтинг, составленный с учетом разнообразных параметров, быстро стал для всех самоцелью. И хотя мне нравилось преподавать, я вскоре заметил, что стал уделять меньше времени студентам — ведь я мог получить больше баллов за что-то другое. Добиваясь высокого результата, я не стремился стать богаче или счастливее. Более того, осознавал: даже если я получу максимальное количество очков, не стану лучше учить студентов. Просто мне указали на шкалу оценок, и я старался достичь ее верхних делений (что, признаю, у меня неплохо выходило).

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте