Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как обманывают честные люди

Ариели Дэн

Существует две теории обмана. Одна состоит в том, что люди по сути своей нечестны и готовы смошенничать при первой же возможности. Допустим, человек проходит мимо бензозаправки и размышляет: сколько наличности в кассе, кто может помешать краже и какое наказание ему грозит в случае ареста (и даже сколько ему скостят за примерное поведение). Просчитав, стоит ли игра свеч, потенциальный вор решает, грабить заправку или нет. Вторая теория утверждает: по своей природе люди честны. Они не ищут возможности смошенничать, но сами обстоятельства их искушают. Одни «одалживают» ручку во время встречи, другие подливают себе дополнительную порцию содовой из автомата, третьи завышают цену телевизора в заявлении о страховом случае, четвертые относят на служебные расходы обед в ресторане с тетей Навой (ведь она действительно спрашивала, как у меня дела на работе).

Насколько распространена такая форма лжи и что лежит в ее основе? В серии научных экспериментов в Гарвардской школе бизнеса, Массачусетском технологическом институте, Принстонском и Йельском университетах, а также в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе мы с коллегами подвергли искушению несколько тысяч «честных» людей. Участникам платили около 50 центов за правильный ответ на каждую из 20 несложных математических задач — на все им было дано пять минут. В контрольной группе работы проверили: оказалось, что в среднем участники правильно решали по четыре задачи. В экспериментальных группах бланки с ответами уничтожили не глядя, и респонденты знали, что мы никак не проверим, правильно ли они выполнили задания. Значит, они могли соврать и получить больше денег, чем заслужили. Если верить их утверждениям, в среднем они справлялись с шестью задачами — это на две задачи больше, чем в контрольной группе. То есть, когда появилась возможность, большинство завысили результат на 50%.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте