Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лидерство в исламском мире

Витцель Морген

На какие черты мусульманской традиции лидерства стоило бы обратить внимание Западу? Вопрос не праздный, ведь в последние годы слишком часто западные лидеры-индивидуалисты оказывались колоссами на глиняных ногах — вспомним хотя бы скандальные отставки Кеннета Лея из Enron, Берни Эбберса из Worldcom и Сеса ван дер Хувена из нидерландской компании Ahold. Возможно, пришло время более скромных руководителей, считающих себя, как на Востоке, слугами собственного бизнеса, а не его хозяевами. К тому же компании существуют не в вакууме, и любой руководитель, независимо от религии, должен осознавать,что он несет ответственность не только за свое дело, но и за общество в целом.

Исламский мир дает нам прекрасный пример такого служения: Мухаммад Юнус, основатель банка Grameen в Бангладеш, лауреат Нобелевской премии мира 2006 года. На церемонии вручения председатель Нобелевского комитета рассказал: «Идея предоставлять ссуды бедным людям, не требуя от них финансовых гарантий, казалась совершенной утопией. Но Юнус превратил микрокредит в один из важнейших инструментов борьбы с бедностью». Так руководитель банка на собственном примере учит нас, как бизнес может служить обществу, а человек — бизнесу, которым управляет. Вопрос в том, готовы ли мы на Западе воспринять этот урок и по-новому взглянуть на предназначение лидерства?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте