Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Бонус наличными? Забудьте

Рэй Фисмэн

В углу моего домашнего кабинета стоит шкафчик, набитый безделушками, подарками, с которыми ни я, ни моя жена, никак не можем расстаться. Среди них – рамка для фотографий от Тиффани, которую я получил от факультета бизнеса Колумбийского университета за 10 лет преподавательской деятельности, и швейцарский армейский ножик, украшенный символикой компании, который подарили моей жене на Рождество, когда она еще занималась консалтингом.

Хотя многим может казаться, что подарки такого рода являются проявлением доброты и щедрости начальства по отношению к подчиненным, экономисты считают подобную практику неэффективной. Действительно, почему бы Колумбийскому университету просто не заплатить мне бонус наличными, вместо того чтобы дарить ненужные вещи, которые потом годами пылятся на полках? Один из возможных ответов дает нам классическое исследование лауреата Нобелевской премии Джорджа Акерлофа, первопроходца в области поведенческой экономики. В своей работе Акерлоф рассматривает феномен обмена подарками в рабочем пространстве. По его мнению, проявления доброты со стороны работодателя приводят к тому, что работники, в ответ, трудятся с умноженным усердием. В этом, видимо, и заключается смысл ножичков и рамок для фотографий. Но на самом деле нобелевский лауреат имел в виду денежные вознаграждения: ты платишь мне сверх рыночных расценок, а я отплачу тебе двойной старательностью в исполнении своих служебных обязанностей. Так что это не совсем подходит для понимания феномена повсеместного распространения практики корпоративных подарков.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте