Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

От теорий лидерства не всегда есть прок

Дуг Сандхейм

Несколько лет назад мой клиент Роб влюбился в книгу Джима Коллинза «От хорошего к великому». За месяц он роздал по экземпляру всем членам команды. Вскоре терминология этой книги проникла в повседневную речь Роба.

В особенности полюбилась ему идея о лидере пятого уровня. «Чтобы стать великими, нам нужно лидерство пятого уровня», - твердил Роб.

Мне это быстро приелось: слишком уж расплывчато и вместе с тем миссионерски звучала в его устах приевшаяся фраза. Подозреваю, надоело это слушать и команде Роба.

Наконец, я спросил Роба, а что, собственно, означает в его глазах лидерство пятого уровня. А главное, как применить эту формулу в его организации. И пожалуйста, своими словами и поконкретнее.

Ответ: «Нужно видение миссии компании на ближайшие десять лет. Мы слишком долго радовались прежним успехам. Либо мы всей командой вычислим новый путь, либо нас поглотит забвение. Нужно сосредоточиться на создании чего-то более существенного, чем солидный счет в банке. Мы упускаем из виду главную цель. Наш успех начинается с людей. Нужно вдохновить их на строительство чего-то великого вместе с нами. Нужно с кристальной ясностью показать, как выглядит на деле наша мечта. А затем следить, чтобы наши поступки соответствовали словам».

Это не совсем то, что Коллинз подразумевает под лидерством пятого уровня, но тоже мощная формула. Стало ясно, во что Роб верит, и на чем стоит. И мощь заключалась не столько в самих словах, сколько в глубокой убежденности говорящего. Этой убежденности ему и не хватало, когда он подменял собственные мысли готовым клише «лидерства пятого уровня».

Разумеется, в книге «От хорошего к великому» много замечательных мыслей и глубокого анализа. И представленная в ней теория лидерства весьма полезна. Теории хороши тем, что стягивают воедино разрозненные идеи, сводят данные в рабочие модели, помогают рассортировать концепции и выработать последовательную перспективу.

Но беда с теориями в том, что за ними часто прячется (причем не очень удачно) более полезная для дела мысль. Теориями подменяется настоящее руководство. Когда дело кипит всерьез, люди следуют не за пятиуровневыми пирамидами, матрицами из четырех клеток и не за тремя концентрическими кругами. Реальный руководитель – вот за кем идут.

Я всегда советую клиентам перефразировать теории лидерства своими словами. Соединить книжный ум с собственным опытом. Без специального жаргона и заумных концепций. Ближе к делу, пожалуйста! И покороче – уместите все на одном листке.

Год назад клиент попросил меня предъявить мой собственный листок с теорией лидерства. А я уже лет десять как не проделывал это упражнение. В тот день я заново проанализировал свою теорию и переписал ее. Пятнадцать минут, шесть абзацев – и готово мое представление о великом лидерстве точно в том виде, в каком оно мне сейчас близко и понятно. Вот что получилось.

Я убежден:

В современном бизнесе огромное количество «белого шума». Слишком много идей и дел состязаются за наше внимание. Руководителям приходится отсекать лишний шум, чтобы их сотрудники могли сосредоточиться на главном.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте